Джизакский государственный педагогический университет, преподаватель кафедры дошкольного образования —
Саидов Журъат Содирович.
Джизакский государственный педагогический университет, отделение дошкольного образования, студентка группы —
536-20 Арман Линура.
Аннотация:
В статье говорится о системе образования, которое является одним из важнейших сфер в жизни общества. Дается информация о государственной политики в сфере образования Узбекистана. Автор выражает свои мысли на счет инновационного подхода к дошкольному образованию, о требованиях к привлечению квалифицированных специалистов, и о важном роле повышение компетенции и квалификации сотрудников системы ДО, организация инновационной образовательной среды.
Ключевые слова: Система образования, квалифицированные кадры, Закон, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; физического развития; воспитание, задач дошкольного образования, инновационная альтернативная форма ДОО.
Аnnotation: The article talks about the education system, which is one of the most important areas in the life of society. Information is given on the state policy in the field of education in Uzbekistan. The author expresses his thoughts on an innovative approach to preschool education, on the requirements for attracting qualified specialists, and on the important role of increasing the competence and qualifications of employees of the preschool education system, organizing an innovative educational environment.
Keywords: The education system, qualified personnel, the Law, the protection of life and the strengthening of the physical and mental health of children; physical development; education, tasks of preschool education, innovative alternative form of pre-school education.
Образовательная система является одной из важнейших сфер в жизни государства. Не подготавливая квалифицированных кадров, обладающих знаниями современной науки и техники, невозможно прогресса общества.
1992 года 2 июля в Узбекистане вышел Закон «Об образовании». В законе говорится о государственной политики в сфере образования.
На основании Закона Республики Узбекистан «Об образовании» был осуществлен ряд реформ в сфере образования.
- Получили развитие школы и общеобразовательные учебные заведения нового типа.
- Появились домашние детские сады и сформировался комплекс «детский сад — школа» в сфере дошкольного образования. Были созданы более 800 групп, обучающих детей иностранным языкам, хореографии, изобразительному искусству и музыке.
Главными задачами дошкольного образовательного учреждения:
— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
— воспитание с учетом возрастных категорий детей.
Важнейшей задачей дошкольного образования является обучение детей самостоятельному мышлению, умению выработать точку зрения, отстаивать её, но и прислушиваться при этом к мнению собеседника. Дошкольник стремится воспринимать информацию и умножать её.
В цепочке непрерывного образования сейчас происходят огромные преобразования. С детских садов и заканчивая вузами, везде заметно улучшилась материально-техническая база, внедряются передовые решения и инновационные технологии.
К дошкольному образованию инновационный подход требует привлечения квалифицированных специалистов, и большую роль играет повышение компетенции и квалификации сотрудников ДОО в сфере информационно-коммуникационных и педагогических технологий, организация инновационной образовательной среды. Определение перспективных направлений развития и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования, в том числе посредством организации и проведения научных и практических исследований – это есть основа проводимой центром работы. Осуществляется совершенствование методов оценки качества дошкольного образования и состояния материально-технического оснащения ДОО, преимущественно по индикаторам международных рейтинговых агентств, и учет национальных приоритетов.
Были осуществлены также запуск пилотных проектов по изучению английского языка. Инновационный центр ведет работу по поиску наиболее качественного производителя и поставщика таких игр и методических пособий. С целью развития детей, привития музыкального вкуса, развития творческих наклонностей, слуха, чувства ритма успешно запущен проект написания набора песен с музыкой, согласно Государственной учебной программе «Илк кадам».
Для развития ребенка необходимо использование развлекательно-образовательных пособий. Таким образом будут расширяться кругозор ребенка, его мировоззрение и представление об окружающем. С этой целью опытными методистами сферы создан журнал для детей дошкольного возраста. Контент издания базируется на пяти основных категориях развития детей от года до семи лет. Журнал также призван помочь родителю в воспитании ребенка, развитии в нем таких качеств, как дисциплинированность, самостоятельность. Он полон занимательных упражнений и заданий, направленных на развитие мелкой моторики рук, тренировку памяти и логического мышления.
Вспышки всякого рода пандемии дала нам понять: информационно-коммуникационные технологии — требование времени и избегать их внедрения в процесс обучения подрастающего поколения весьма нерационально. С целью сохранения непрерывности учебно-воспитательного процесса для детей дошкольного возраста совместно с ЮНИСЕФ МДО запускает проекты внедрения в образовательный процесс онлайн- и офлайн-платформ, а также видеозанятий, предусмотренных для нескольких категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья посредством современных информационных систем. Инициатива включает в себя следующие этапы:
- создание ресурсной базы видеоуроков для дошколят;
- запуск информационной системы по мониторингу роста и развития детей;
- разработка информационных и методических материалов;
- создание образовательной платформы для детей.
Как и все другие сферы, дошкольное образование не стоит на месте и активно задействует в работе новые технологии и передовые решения. По всей республике внедряются группы кратковременного пребывания (неполного дня). В работе учитывается передовой международный опыт. Совместно с ЮНИСЕФ разработан план по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. Самый крупный в этом направлении проектов за последние годы – это мобильных дошкольных образовательных организаций под названием «Ақилвой» на базе переоборудованных автобусов. Для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены площадки, где есть все необходимое: игровое оборудование, учебные и дидактические материалы. Проектом уже охвачено около двух тысяч детей, ранее не имевших доступ к дошкольному образованию по причине проживания в труднодоступных и отдаленных районах. По мнению международных экспертов, инновационная альтернативная форма дошкольного образования подобного рода позволит повысить качество и привлекательность предоставляемых образовательных и воспитательных услуг.
Учеными доказано, что 70 процентами информации, получаемой в возрасте от трех до семи лет, дети станут пользоваться в дальнейшем на протяжении всей жизни. Это своего рода основа, фундамент их успешного будущего. Но для реализации потенциала детей необходима соответствующая среда. Сейчас в сфере дошкольного образования действует 67 документов, которые является прочной базой для претворения в жизнь идей и проектов. Самым прогрессивным нормативно-правовым актом является Закон принятый 16 декабря 2019 года «О дошкольном образовании и воспитании».
Таким образом, оказываемое внимание со стороны государство к воспитанию подрастающего поколения, вклад всех средств и сил в повышение качества получаемых молодежью знаний служат повышению уровня благосостояния народа и процветания всей страны и всего нашего народа.
Список использованной литературы:
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании».
- Вестник палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2008, № 1.
- Юсупова П. «Педагогика дошкольного образования». Методическое пособие. Т. — «Учитель» — 1993г.
- Хасанова, Г. Я. В. (2021). Значение профессиональной компетентности воспитателя в реализации детско-ориентированного образования. Академические исследования в области педагогических наук, 2(9), 1051-1056.
5. Буронова С. (2021). Важность сотрудничества соседства, семьи и организации дошкольного образования. Журнал дошкольного о