Этот веб-сайт в настоящее время работает в тестовом режиме. Некоторые функции могут быть недоступны или работать некорректно.
Научные статьи
Научные статьи
|
19/03/2023
Распечатать
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВОЗМОЖНОЕ ИХ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ

Ш.Р.Абдулахадова

ст. преподаватель кафедры русской литературы

и методики её преподавания ДжГПУ.

Мэлсова Л.В. студентка 4 курса ДжГПУ.

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются понимание художественного текста движется от словесного к предметному, сочетание которых дает логическое понимание; от него движение направляется к пониманию мотивов, целей, подтекста. В таком примерно направлении происходит процесс восприятия фактического и эмоционально-художественного содержания произведения.

Annotation: Resume: This article discusses the understanding of a literary text moving from the verbal to the subject, the combination of which gives a logical understanding; from it the movement is directed to the understanding of motives, goals, subtext. In this approximate direction, the process of perception of the actual and emotional-artistic content of the work takes place.
Ключевые слова и фразы: эмоционально-художественное, сложный, противоречивый процесс, уяснение, восприятие, воображения, правильное сочетание, личность.Key words: emotional-artistic, complex, contradictory process, clarification, perception, imagination, correct combination, personality.

В содержании художественного произведения есть два уров­ня: один из них — это фактическое (логическое) содержание, другой — эмоционально-художественное. Вот почему восприятие и понимание произведения представляют собой сложный, а не­редко и противоречивый процесс, в ходе которого у многих уча­щихся достигается лишь первый уровень усвоения содержания произведения.

Понимание художественного текста движется от словесного к предметному, сочетание которых дает логическое понимание; от него движение направляется к пониманию мотивов, целей, подтекста.

В таком примерно направлении происходит процесс восприятия фактического и эмоционально-художественного содержания произведения.

Понимание первого уровня произведения (его фактического содержания) происходит главным образом через объяснение (уяснение) словесно-понятийного его материала. Здесь совер­шается логическая деятельность, требующая пространных ком­ментариев, прежде всего по разъяснению значения слов, смыс­ла понятий, реалий действительности.

Однако при изучении художественной литературы необходи­мо поднимать ученика и на второй уровень восприятия (пони­мания) произведения, на уровень понимания его эмоционально-­художественного содержания. Здесь преподаватель старается использовать такие приемы работы с художественным текстом, которые углубляют его эмоциональное восприятие, обогащают такое восприятие при проникновении ученика в художествен­ную ткань произведения.

Процесс понимания не только сложен, но и противоречив. Здесь возможно противоречие между восприятием фактическо­го (логического) и эмоционально-художественного содержания произведения. Первая ступень восприятия, как мы знаем, при­водит к пониманию логического (фактического) содержания произведения. Остановиться лишь здесь — значит вступить в противоречивое отношение к последующей работе над худо­жественным текстом, более того — затормозить ее. Достижение логического понимания не обращено к эмоциональной деятель­ности учащихся, не опирается на пробуждение и развитие у них воссоздающего воображения, того, что мы называем куль­турой чтения произведений искусства слова. Однако миновать первую ступень восприятия никак нельзя, она лежит в основе достижения главной цели изучения художественной литерату­ры — ее эмоционально-художественного восприятия.

Здесь-то и возникают трудности: «Это две трудности: пер­вое, чтобы дети поняли образцовое произведение и, второе, что­бы дети его почувствовали, — на практике часто противоречат одно другому. Длительные подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с дру­гой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно».

Противоречие двух целей понимания (двух ступеней) при­нимает в школьной практике и другой вид — противоречия между задачами анализа художественного произведения. Не­редко анализ сводится только к расширению знаний учащихся (характера персонажа, идейного смысла произведения, его ис­торико-литературного значения и др.). Иными словами, анализ представляет только абстрактно-логическую деятельность и ни­как не затрагивает эмоциональную сторону личности ученика. А между тем подлинный анализ произведения, вызывая интел­лектуальную деятельность учащихся, должен одновременно углублять их эмоциональное  восприятие художественного тек­ста, обогащать их эмоциональный мир.

Выход здесь один — правильное сочетание в учебном про­цессе деятельности по раскрытию словесно-понятийного (логи­ческого) и эмоционально-художественного содержания произ­ведения, постоянное внимание к обогащению знаний учащихся и эмоционального богатства их личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гербова В.  Коммуникативное  общение  педагога.  —  М.:

Просвещение, 2009. –С.330.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2004. –

С.528.

  1. 3. Методика преподавания литературы как наука Шейхмамбетов С.Р., Каримова З.О. 2022г.- С.20.
  2. Методы и приемы обучения Шейхмамбетов С.Р., Аширматов А.Х. 2022г. –С.316.
  3. Современная методика оценки результатов обучения. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» №11 2015г г.Казань. С.1516
  4. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» Шейхмамбетов С.Р., Ф. У. Зоирова, Э. Р. Хасанов,2015г. Стр: 811.
  5. Levels of understanding a artwork and their possible contradictory collision Шейхмамбетов С.Р., Каримова З.О. 2022г.- С.3.
  6. International Scientific Journal Theoretical & Applied Science. Каримов Н.М. Каримова З.О. 2019г.- С.326.

 

 


Поделиться:
792
Популярное в других рубриках

Среди одаренных студентов факультета естественных наук был проведен фотоконкурс «Экофотостенд»
На факультете естественных наук среди одаренных студентов был проведен фотоконкурс «Экофотостенд». Участники конкурса представили свои творческие фотоработы, посвященные окружающей среде, пейзажам природы и экологическим проблемам.
В университете состоялось внеочередное заседание совета
В Джизакском государственном педагогическом университете было проведено внеочередное заседание совета. Мероприятие традиционно началось с церемонии награждения, в ходе которой ректор университета Максуджан Юлдашев искренне поздравил...
Подписан меморандум с турецкими партнёрами.
В Джизакском государственном педагогическом университете состоялась важная встреча с представителями престижного турецкого Анатолийского университета. Гости открыли мероприятие видеопрезентацией, посвященной деятельности своего университета.

Последние новости