Skip to main content

Ishonch telefoni: +(99872) 226 68 10

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ.

Мустафаева Замира Саидкуловна- преподаватель факультета «Дошкольного образования» Джизакского государственного педагогического университета Аннотация. Статья предназначена для воспитателей, мам и читателей, о том, как правильно подходить к обучению выразительного чтения стихотворений и их заучиванию, а также прививать интерес детей к стихам, литературе. Ключевые слова: обучение выразительному чтению, интонация, слух и восприятие, впечатление об окружающем мире через чтение стихов. В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям… Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии.  Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. При заучивании стихотворения перед воспитателем стоят две задачи: 1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти. 2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным можно считать такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства. Обе задачи решаются одновременно, постепенно усложняясь от младшей группы к старшей и подготовительной. Прежде чем приступить к разучиванию с детьми стихотворения воспитатель должен: 1. Выбрать стихотворение с учетом возраста, интересов, времен года, тематики других занятий; 2. Выучить наизусть, продумать средства выразительности, организацию восприятия (чтение под музыку, чтение с обыгрыванием); Таким образом, формировать навыки интонационно – логического анализа поэтических литературных произведений и их исполнений, то есть обучать выразительному чтению не только можно, но и нужно всех детей. Ведущая роль в обучении выразительному чтению принадлежит чтецу (взрослому), а ребенок выступает в роли слушателя. При чтении стихотворения воспитателем, ребенок должен насладиться услышанным. При помощи каких средств выразительности взрослый может удовлетворить эти потребности у ребенка?   Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия поэтического произведения является слушание выразительного чтения.   Признаки выразительного чтения: – умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; – умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; – хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Прочитать текст поэтического произведения выразительно, значит: – раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем – показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; – передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Необходимо создавать «Атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Воспитателю необходимо знать и соблюдать методические требования при разучивании стихотворения: • Не рекомендуется заучивать стихотворение хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения, чтение хором мешает выразительности; • стихи заучиваются целиком (не по строкам и строфам), так как это в процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы; • обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти; • не следует требовать полного запоминания на одном занятии; Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к неоправданным паузам, искажающим фразу. Научиться регулировать дыхание это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Нельзя делать выдох до полного выдыхания и нельзя допускать перебор воздуха. Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических ударений. Для того чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение, – эту мысль важно донести до дошкольников, например на примере предложений. Ударное слово является основным центром мысли. Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение. Мы понимаем, что заучивание и выразительное чтение стихотворений развивает у детей память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается в том, что она, подобно музыке, обладает своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние, что очень важно в современном довольно агрессивном мире. Развитие навыков выразительного чтения через заучивание стихов наизусть, помогает воспитанникам детских садов в работе над совершенствованием своей речи, развитию поэтического слуха, воспитанию эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям. Дети становятся артистичны, уверенны в себе. Это способствует хорошей адаптации и успешному обучению в школе. Использованная литература 1. www. pedagog. Uz 2. www. Ziyonet.uz 3. Мустафаева З.С «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» 2022 г. 4. Mustafayeva, Z. (2021). MAKTABGACHA TA‟LIM TARBIYACHISI PEDAGOGIK FAOLIYATINING O‟ZIGA XOSLIGI. Academic Research in Educational Sciences, 2(10), 912-916. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-10-912-916 1 5. Интернет – ресурс: https://studfiles.net/preview/5301272/page:55/ 6. Интернет-ресурс: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-medvedeva/vyrazitelnoe-chtenie-stihov-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html .