Бозорбой Уринбоев родился 3 июня 1936 года в селе Газира Джомбойского района Самаркандской области. Сначала он получил семилетнее образование в школе села Газира, которую окончил в 1950 году, затем до 1954 года учился в Самаркандском педагогическом училище.
Познав себя, Б. Уринбоев полюбил профессию педагога, поэтому окончил педагогическое училище с отличием. Увлечение узбекским языком и литературой побудило его продолжить изучение тайн науки на филологическом факультете Самаркандского государственного университета имени Алишера Навои. Интерес Бозорбоя Уринбоева к научным исследованиям начал формироваться еще в студенческие годы, и в университете он в совершенстве постиг тайны познания у великих лингвистов и литературоведов У.Турсунова, В.Абдуллаева, А.Сулаймонова, Х.Бердиёрова, Х.Дониерова, О.Икрамова и имел с ними тесный контакт. В студенческие годы он жил желанием познать, что такое волшебство мира слов.Окончив университет в 1959 году, он вернулся на родину. Потому что одна человеческая обязанность не давала ему покоя: он должен был избавиться от долга своей семьи, пусть даже и небольшого. В 1959-1961 годах работал учителем узбекского языка и литературы в школе №28, затем в средней школе №2, затем заведующим научным отделом и, наконец, директором школы.
То, что двадцатичетырехлетний юноша за два года был назначен заведующим научным отделом и директором школы, было признаком особых способностей и мужества. Эта смелость привела его в любимый университет – аспирантуру. Окончив в срок аспирантуру (1961-1964 гг.), 18 сентября 1964 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Звательная категория в современном узбекском литературном языке». Поскольку свое будущее ученый видел только в науке. С 1965 по 1967 год он работал доцентом Каршинского государственного университета, мечтая сделать карьеру в науке, в Самаркандском государственном педагогическом институте работал доцентом, заведующим кафедрой, проректором по учебной и научной работе, ректором (1967-1974).
В 1974 году с образованием Джизакской области был открыт Джизакский государственный педагогический институт. Уринбоев Бозорбой Уринбоевич приступил к работе в качестве организатора и первого ректора института. Если в начале институт открывался, он начинался с кафедр факультетов узбекского языка и литературы, математики, в настоящее время здесь действует более 10 факультетов и более 30 кафедр, что радует.
В конце 1992 года его перевели на должность заместителя директора учебно-методического центра при Министерстве народного образования Узбекистана. В январе 1993 года вернулся в Самарканд и работал заведующим языковым отделением кооперативного института. С февраля 1995 года возглавлял кафедру общего и прикладного языкознания Самаркандского государственного института иностранных языков. С июня 1997 года — руководитель текстологического научно-исследовательского центра Самаркандского государственного университета имени Алишера Навои.
Многолетняя плодотворная научно-педагогическая деятельность Б.Уринбоева получила высокую оценку нашего правительства и народа. Награжден медалями «За добросовестный труд», «Ветеран труда», «Отличником народного образования Узбекистана», «Независимости», почетными знаками Республики Узбекистан, званием «Заслуженный профессор» Самаркандского университета имени Алишера Навои. Государственный университет награжден. Идти по пути науки всегда требовало от человека быть амбициозным, смелым и волевым, не отклоняясь, стремиться в будущее. Только человек, воплощающий в себе эти качества, может подняться на яркую вершину науки, наслаждаться ею и радовать других.В 1964 году Б. Уринбоев защитил диссертацию на соискание кандидата филологических наук. Его исследования в области звательной категории, которая является частью богатого лингвистического пласта, характерного для узбекской разговорной речи, не только принесли ему диплом. Эти исследования были для Бозорбоя Уринбоева маленьким окном в большую науку. Из этого окна он написал «Некоторые особенности звательных слов в современном узбекском языке» (1963), «Некоторые комментарии к звательным предложениям» (1964), «Согласные предложения в современном узбекском языке», «Актуальные научные статьи типа «О Опорные слова в современном узбекском языке» (1967), «Историческое развитие звательных предложений и их значений» (1969), «Опорные слова в современном узбекском литературном языке» (1971), «Звательная категория в современном узбекском языке» (1972) вышла монография. Ученый, вошедший в великую науку через это маленькое окно, попытался раскрыть тайны узбекской разговорной речи в широком масштабе.
Каждая единица речи, как компонент целостной системы, вступает в иные отношения с другими единицами языка, на этой основе создает возможность людям обмениваться идеями и общаться. Это называется языковая практика. Интересы Б. Уринбоева сосредоточены на вопросах разговорной речи, стилистики, речевой культуры, которые ранее не рассматривались в узбекском языкознании и связаны с речевой практикой языковой практики. По мнению ученого, разговорная речь является основой всякого совершенного языка и не укладывается ни в какие грамматические правила. То есть разговорная речь управляет грамматикой, использует и демонстрирует все возможности языка. Такие загадочные моменты, характерные для разговорной речи, он научно чувствовал внутри этой звательной категории. По его мнению, эта категория была и наиболее подвижным пластом разговорной речи: слово «мать» может иметь множество эмоциональных вариаций, таких как «мать», «мать», «моя мать», «моя мать», «моя мать», «моя мать». », «моя мать», заметила, что они не укладываются в рамки грамматики. Это не давало ему покоя на протяжении десятилетий, и, наконец, Б.Уринбоев в 1976 году защитил диссертацию на ученую степень доктора филологических наук по теме «Проблемы синтаксиса узбекской разговорной речи». Для того, чтобы узнать, насколько изучен вопрос разговорной речи, достаточно привести список научных работ, написанных ученым в этой области. Вот некоторые из них: «Общая характеристика узбекской разговорной речи» (1968), «О разговорной речи», «Коммуникативная направленность диалогического ответа» (1971), «Проблемы разговорной речи» (1973), «Некоторые вопросы узбекского языка». Разговорная речь» (1974), «Синтаксическая структура узбекской разговорной речи» (1978), «Речь узбекской разговорной речи» (1982), «Стилистика узбекской разговорной речи» (1983), «Фонетика узбекской разговорной речи» (1984). , «Узбекская разговорная речь – уникальная речевая система» (1984 г.), «Многоточие в узбекской разговорной речи» (1989 г.), «Парселлизация в разговорной речи» (1990 г.), «Стилистическая окраска слов в лексиконе узбекской разговорной речи» (1991), «Разговорный стиль современного узбекского языка» (1991), «Порядок слов в узбекской разговорной речи» (1995), «Лексикон разговорной речи и ее различия по уровню употребления» (1996), « Грамматические формы существительных в разговорной речи» (1997 г.), «Взаимозаменяемое употребление согласных в разговорной речи» (2002 г.).
Углубленное занятие профессора Б. Уринбоева вопросами разговорной речи приводит его к тайнам проблем речевой культуры и ораторского искусства. По его мнению, языковая культура, ораторское искусство – явление историческое, тайны этих знаний должен знать каждый филолог. По этой причине вышли «О ораторском искусстве», «Ораторское искусство и речь» (1972), «Речь и искусство речи», «Некоторые вопросы узбекской речи» (1973), «Вопрос о речевой культуре и роли школы в ее становлении» (1990), «Мастерство речи» (1984), «Лекции по узбекской филологии» (1997), «Что лучше в речи: какофемизм или эвфемизм?» (1995), «Факторы формирования навыков культуры речи» (2002), «Факторы родного языка и развития речи» (2003), такие как научные статьи, монографии и учебные пособия свидетельствуют о глубине его научного таланта.
Диалекты также играют значительную роль в определении нормы культуры речи. По этой причине в научных исследованиях Б. Уринбоева вопросы диалектологии трактовались на основе научных материалов. Анализ данных вопросов нашел свое выражение в следующих научных исследованиях ученого: «Кружок диалектологии» (1962), «Исследования по диалектологии» (1973), «Особенности разговорной речи и территориальных диалектов» (1980), «Грамматические особенности тюрко-калтатойского диалекта узбекского языка» (1985), « Инвариантные слова в узбекской разговорной речи и опыт их изучения в связи с народными диалектами» (1991).
Научные исследования профессора Б.Уринбоева в области языкознания напрямую связаны с литературой. Он не мыслит ни жизни, ни науки без литературы и считает литературу, как и язык, «драгоценностью духовного мира человека» (А. Навои). Именно поэтому он много работал над изучением не только узбекской, но и зарубежной литературы и популяризацией их известных представителей. В данном направлении были изданы следующие творческие произведения Б.Уринбоева: «Великий просветитель русского народа» (1966), «Народный поэт» (1972), «Кто главный герой?» (1973), «Талантливый поэт» (1975), «Бриллиантовый талант», «К вершинам творчества», «Поэзия и наука», «Главная идея нашей литературы» (1975), «Хозяин Великая душа», «Величие поэта» (1976), «Певец утонченности», «Пламенные строки», «Певец братства», «Живу желанием человека» (1979), «Линии жизни». », «Если я умру, то не оставлю твоих объятий» (1979), «Характер, экран, образ», «Глубокие чувства», «Писатель-реалист» (1981), «Учителя — герои наших произведений» (1982). ), «Хозяин яркого пера», «Рассказ о детстве поэта» (1983), «Верность долгу» (1984), «Хороший поэт, хороший журналист» (1984), «Певец народной жизни». эмоции» (1987), «Поэт Нурмон и его произведение «Молитва» (1988), «Творчество А. Твардовского» (1991), «Шароф Рашидов» (1992), «Капитан Мудрых» (1997), «Шейх Худойдоди Литературное наследие Вали» (2001), «Роль Ходжи Муина в развитии джадидской литературы» (2002).
Не случайно Б. Уринбоев серьезно занялся историей нашего языка и в 1969 году в соавторстве со своим наставником профессором Улугом Тошмухаммедовичем Турсуновым опубликовал 270-страничную книгу «Очерки истории узбекского литературного языка». Вера учёного в историю языка этим не ограничивается. Он углубляет и совершенствует свои исследования в этом вопросе, а научные статьи, такие как «Изменения в лексике узбекского языка», «Новости морфологии узбекского языка» (1967), «Алишер Навои и узбекский литературный язык» (1968), «Определение лексических и грамматических норм в языке произведений Алишера Навои» (1971), «Алишер Навои и история узбекского литературного языка» (1982), «Толковый словарь произведений Навои» (1983), «Пик творчества Навои» (1985), «Пояснительные слова в эпосах «Фархад и Ширин», «Изобразительные средства в творчестве Алишера Навои», «Бабур – ученый-лингвист» (1991), «Учение истории – понимание личности» (1992 г.), «История узбекского литературного языка» (1995 г.), «Архитектурные термины эпохи Тимуридов» (1997 г.), «Термины суфизма в тексте произведений Алишера Навои» (1999 г.) ), «Тунюкук битиктоши» (1999), «Уроки имама Бухари» (2000), «Древнетюркские письмена» (2001), «Махмуд Кашгари: библиографический указатель» (2002), в «Бобурнома «Географические термины» (2003) являются результатом его научной и творческой деятельности и данью истории нашего проницательного учёного.
В работах Б. Уринбоева большое внимание уделяется истории просветительской идеи в Узбекистане, вопросам патриотизма и интернационального воспитания в средних школах и учебных заведениях, вопросам передового педагогического опыта. Содержание и результаты подобных вопросов нашли свое выражение в следующих работах ученого: «Ученый и наставник» (1965), «Преданность идеям интернационализма» (1971), «Воспитаем творческую молодежь» (1973), «Честь педагогики» (1974 г.), «Дайте глубокое образование» (1977 г.), «Зрелость», «Записи из прошлого», «Воспитывать молодежь на основе красоты» (1978 г.), «Первая школа Джизака». «, «Исполнение мечты» (1980), «Честный труд приносит счастье» (1981), «Школа, равная возрасту» (1983), «Начальное образование — основа знаний» (1985), «Духовное — основа развития» (1991) из их числа.
Ученый признал учебные заведения садом и пошел по правильному пути «общением с людьми, любящими счастье». Этот путь придаст сил его сердцу потрясти перо как любителя нашего образования. В результате ряд научно-методических статей, рекомендаций, программ, учебных пособий и учебников, написанных Б.Уринбоевым для развития образования и воспитания,В результате ряд научно-методических статей, рекомендаций, программ, учебных пособий и учебников, написанных Б.Уринбоевым для развития образования и воспитания, и по сей день продолжают оставаться бальзамом от боли дорогого народа. Вот некоторые из них: «Алишер Навои и история узбекского литературного языка» (1968 г.), «Родной язык — ведущий предмет в школе» (1971 г.), «Программа основ ораторского искусства») (1975 г.), «История узбекского литературного языка». Узбекский литературный язык» (1982 г.), «Ораторское мастерство», «Методическое пособие из курса основ научного исследования» (1984 г.), «Методические рекомендации из курса лингвистического анализа художественного текста», «Введение в тюркскую филологию». (1989-2002 гг.), «Лингвистический анализ художественного текста», «Лекции по синтаксису современного узбекского языка» (Сложные предложения)», «Программа курса общего языкознания», «Программа государственного экзамена по узбекскому языку» ( 1971 г.), «Программа по узбекскому языку и литературе» (1992 г.), «Изучение узбекского языка» (1993 г.), «Алфавит» (1994 г.), «История узбекского литературного языка», «Дар», «История языкознания». (1995), «Узбекский – выучим латиницу» (1998), «История узбекского языкознания» (1999), «Синтаксис современного узбекского литературного языка» (2001), «Общее языкознание» (2002), « Структурная грамматика узбекского языка» (2002). Эти приведенные работы могут быть основанием для суждения о том, что трудолюбивый учёный – настоящий учитель, учитель учителей.
Ключ к успеху Б.Уринбоева заключается в том, как он учился у своих учителей и жизни, чему он научился и как он это применил.
Скромный, талантливый ученый кланяется своим учителям следующими продуктами своего труда и, хотя бы частично, избавляется от своих долгов перед обществом. Это следующие произведения: «Смиренный учитель» (1965), «Сокровище учёного» (1975), «Наш лингвист-любитель» (1980), «Лингвист» (1980), «Известный тюрколог – узбекский учёный». (1982), «Улуг Тошмухаммедович Турсунов» (1985), «Трудолюбивый учёный», «Одна из тринадцати ласточек» (1995), «Три учёных – три великих учителя» (1999), «Улуг Турсунов и школа». лингвистики СамГУ» (2001), «Капитан мудрец» (2002), «Ученый, пытавшийся соединить разорванную цепь истории литературы» (2002), «Толкование образных средств» (2003), «Великий Турсун и Самаркандская школа языкознания» (2004).
За свою карьеру профессор Б. Уринбоев интересовался этимологией слов и опубликовал на их основе несколько статей и словарей. «Топонимы Джизакской области» (1992 г.), «Топонимы в художественных текстах и их типологический анализ» (1996 г.), «Толкование топонимов Самаркандской области» (1997 г.), «Сорок слов в названиях» (1998 г.), «Толкование топонимов через «Культивирование творческого мышления учащихся» (2001 г.), «Толкование топонимов Бабураны» (2002 г.), «Имена, живущие веками» (2003 г.), «Школьный топонимический словарь» (2004 г.).
Благодаря независимости открылся широкий путь для изучения религиозной литературы. Профессор Б. Уринбоев также интересуется терминами суфизма и пишет несколько работ: «Словарь суфийских терминов» (1998), «Софизм и архитектурная терминология в тюркских языках» (1999), «Термины суфизма в художественном тексте и обучение им интерпретируйте правильно» (1999), «Революции совершенства» (2002).
Вопросы текста, текстологии и филологического анализа текста также находились в центре внимания Б.Уринбоева, и он опубликовал следующие работы, посвященные этой теме: «Программа из курса лингвистического анализа художественного текста» (1985 г.), «Методические рекомендации из курса лингвистического анализа художественного текста» (1989 г.), «Использование лексики разговорной речи в художественном тексте» ( 1989), «Топонимы в художественном тексте и их типологический анализ» (1996), «Текстофилологический анализ» (1998), «Актуальные проблемы текстологии» (1999), «Исследование текста и его лингвистический анализ» (1989). 1999), «Обучение общности и специфике анализа текста» (2000), «Квалифицированный исследователь прагматической интерпретации текста» (2002).Как видно из приведенной выше информации, сфера научных исследований Бозорбоя Оринбоева была широка, а объект исследования разнообразен.
Важное место в редакционной деятельности занимает научно-методическая деятельность Бозорбоя Уринбоева. Он также редактировал более 60 научных сборников, монографий, учебников и пособий в Каршинском, Самаркандском и Джизакском государственных педагогических институтах.
Большую часть своей научной деятельности ученый посвятил гордому делу подготовки научных кадров в области языкознания. Мардонкул Турсунпулатов, Маматкул Мамаюсупов, Хамидулла Усманов, Сабир Усманов, работавшие в высших учебных заведениях нашей республики, а также кандидаты наук, такие как Абдували Мусаев, Кельдибек Бозорбоев, Абдураим Туробов, Махмуд Бобоеров, работающие и сегодня, Усман Санакулова, доктора наук, и защитили докторские диссертации под руководством Б. Уринбоева.
Этим деятельность ученого по подготовке высококвалифицированных научных кадров не ограничивается. Его часто приглашают в качестве официального рецензента диссертаций. Б. Уринбоев был официальным рецензентом (оппонентом) защищенных 12 докторских и 14 кандидатских диссертаций по проблемам теории и истории языкознания. Им представлены рецензии на авторефераты более 120 кандидатских и докторских диссертаций.
На протяжении 19 лет профессор Бозорбой Уринбоев работал ректором Самаркандского государственного педагогического института имени С.Айния (1971-1974 годы), Джизакского государственного педагогического института имени А.Кадирия (1974-1986, 1990-1992 годы). Его научно-педагогическая деятельность служила пропагандистом в реализации решений и указаний нашего государства и правительства, направленных на развитие народного образования и филологической науки.
Всю свою жизнь ученый выполнял свою основную работу в тесной связи с общественными делами. Он является членом Научно-методического совета Министерства образования и методической работы Центра родного языка и староузбекской письменности Республики Узбекистан, Совета Постоянной конференции узбекского языка, Института языкознания и литературоведения АН Узбекистана. Непосредственно участвовал в качестве члена научного проблемного совета «Координация закономерностей развития национальных языков» при Самаркандском отделении.
Профессор Б.Уринбоев работал членом ученого совета по присуждению ученых степеней по лингвистике в Институте языкознания АН Узбекистана и членом совета по специализации по защите кандидатских диссертаций в Самаракандском государственном университете в 1982 — 2014 гг.
Б.Уринбоев, депутат Самаркандского горсовета, член горкома партии (1972-1975), депутат Джизакского горсовета, член горкома партии (1975-1986, 1990-1993), Джизакского обкома партии член комитета (1976-1986), член бюро (1990-1993), депутат областного совета (1990-1993), член Джизакского областного комитета народного контроля (1980-1986), исполкома города Джизака. Будучи членом комитета и председателем комиссии по работе с молодежью и контролю (1976-1986 гг.), он внес большой вклад в обеспечение эффективности работы этих советов.
На счету профессора Б.Уринбоева 684 научных, популярных и публицистических работ, 51 редакционная работа, под его руководством защищено 9 диссертаций, под его руководством защищено 15 магистерских диссертаций, диссертаций (написанных на соискание ученой степени кандидата филологических наук и доктора филологических наук) 23 из них 167 рецензий на кандидатские и докторские диссертации, всего 947 работ. Кроме того, количество литературы и статей, посвященных жизни и деятельности Б.Уринбоева, составляет 113.
Профессор Бозорбой Уринбоев, педагог и наставник, на протяжении всей своей жизни внес значительный вклад в развитие высшего образования в нашей республике, в работу по подготовке квалифицированных филологов, в развитие науки языкознания. Кандидат филологических наук, доцент А.Мусаев