ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ УЗБЕКОВ
Ақчаев Фаррух Шавкатович – проректор Жиззахского ГПУ, доктор
философии по историческим наукам, доцент
Шералиев Жамшиджон Умиджон ўғли – студент Жиззахского ГПУ
Аннотация. В данной статье описываются сложенные в течение веков национальные и религиозные традиции узбекского народа, обычаи и праздники, ценности, идеи народного устного творчества, семейные отношения и размышления о гармонизации национальной системы образования и религиозных верований, связанных с воспитанием детей в народных представлениях.
Ключевые слова. Духовно-нравственное воспитание, национальные и религиозные традиции, пословицы, песни, сказки и эпосы, семейные отношения, подростковый возраст, идеальная личность.
Вопросы духовно-нравственного воспитания при своей актуальности обостряются на каждом этапе развития общества в период обновления социального прогресса, подъема на новый уровень, в период, когда происходят качественные изменения. Поскольку подъем общества на качественно новый уровень требует дальнейшего повышения духовности, нравственности, только через воспитание прививаются высокие духовно-нравственные качества каждому члену общества. Взамен повышается социальная активность человека, меняется духовно-нравственное воспитание. В то время как это еще больше ускоряет дальнейшее развитие общества.
Учитывая, что духовно-нравственное воспитание является основой высокой духовности, а высокая духовность является основой любого государства, недаром в нынешнем новом Узбекистане дальнейшая пропаганда наших национальных ценностей и развитие высоких духовно-нравственных качеств у молодежи поднялись на уровень государственной политики. Действительно, как отмечал президент Ш.М. Мирзиеев, — «…когда телом общественной жизни является экономика, ее душой и изюминкой является духовность. Мы опираемся на эти два прочных столпа в построении нового Узбекистана, а именно на сильную экономику, основанную на рыночных принципах, и сильную духовность, основанную на богатом наследии наших предков, национальных и общечеловеческих ценностях”[1, 4 с]. Эта задача, в свою очередь, также составляет основу новой идеологии, которая обязана и необходима для интеграции в сознание нынешней молодежи в единое целое, для реализации в различных формах образования и воспитания.
Одной из важнейших семейных практик в историческом развитии человечества является оставление потомства. Именно поэтому одним из бесценных качеств женщины считалось то, что у нее были дети. Такие благородные намерения, как любовь к ребенку, уважение к многодетным семьям, желание избавления семьи от крепостного права, являются выражением национальной духовности узбеков, и счастье иметь детей издавна считается высшим счастьем в народе.
Принимая во внимание роль и значение нашего богатого материального культурного наследия, национальных ценностей, формировавшихся веками как уникальное богатство нашего народа, задача сохранения и передачи их будущим поколениям в условиях, когда борьба за обретение человеческого сознания и мышления в сегодняшнюю эпоху глобализации становится все более уместной.
Благодаря этому, было создано множество пословиц, песен, сказок и эпосов выражающих бесконечную радость и огромную духовную силу ребенка человеку [11, 54 с]. В частности, такие пословицы, как “Болаликнинг бели чинор, боласизнинг бели синар”, “Болалик уй бозор, боласиз уй мозор”, “Ўнта бўлса ўрни бошқа, қирқта бўлса қилиғи”, воплощают отношение и привязанность нашего народа к детям.
Наблюдая за традициями нашего народа, связанными с воспитанием ребенка, можно сделать вывод, что пожилые люди в семье начинают выбирать ребенку имя не только исходя из методов воспитания в ситуации, связанной со взрослением ребенка, но и исходя из народных представлений о том, что возможен тот факт, что каким человеком родившийся в семье малыш станет в будущем, зависит от присвоенного ему имени, — они начинают с выбора имени для него на основе народных представлений. Идея о том, что в имени с древних времен присутствует отсылка к судьбе у народов оазиса, руководствующихся точкой зрения соразмерности при наречении ребенка, все еще жива. . Следовательно, считается, что удачно выбранное и данное имя малышу воплощает его судьбу, человек напоминает свое собственное имя. Результатом стало появление идеи о том, что среди нашего народа есть «характерные» и «неспецифические», хорошие и плохие имена, и было понятно, что малыш будет страдать от различных заболеваний или смерти детей в семье, наличия различных дефектов в организме ребенка, и, более того, от его имени будет зависеть будущее счастье ребенка. Имя, данное малышу, стало не просто средством различения, называния человека между собой, но и средством защиты, спасения, влияния на его воспитание, защиты его от различных напастей. Благодаря этому к работе по наречению имени ребенку в нашем народе издавна подходили с особой ответственностью. Если в семье один за другим умирали дети, то ребенку давали такие имена, как: Турсун, Ўлмас, Ўнғар, Турғуной, Маҳкам.
Некоторые дети рождались с какими-то лишними отметинами на теле: родинкой, родничком, лишним пальцем и другими признаками. Было понятно, что если эти дефекты и признаки не принимаются во внимание при присвоении имен детям, они представляют опасность для здоровья, жизни, будущего брака ребенка. Считалось, что дети рождались с такими нюансами, и им давали имена, составленные от имени этих недостатков. Среди них есть имена Холбой, Анора, Тожибой, Ортиқвой, Бувизиёда, Ўрол, Норбой и другие. [8. Дала ёзувлари]
Представители разных национальностей, исповедующих ислам, проживающие в нашей стране, также давали особые имена младенцам, родившимся в результате их обетов в святых местах и святынях, которые верили, что ребенок будет защищен от различных неприятностей в своей будущей жизни. Примерами таких имен являются Хазраткуль, Пиримкуль, Худжамберди, Пирниоз.
В целом, в большинстве вышеперечисленных имен акцент был сделан на концепции рождения ребенка с определенной божественной силой, что в свое время также стало важным в их воспитании.
Высокая ответственность старшего поколения при уходе за детьми и их воспитании является характерной чертой узбекского народа. Это начинается с ухода за ребенком со времени появления чиллы. Хранящийся обычай «чилла» для родившей матери и родившегося ребенка, хорошо сохранился во всех регионах нашей страны. Следует отметить, что после родов беременной женщины, с целью особого ухода за молодой матерью и новорожденным, у многих народов мира существовали традиции защиты и консервации в течение определенного периода времени. Следовательно, у узбеков есть период «чилла», направленный на уход за родившей женщиной и ее ребенком в течение сорока дней [2, 79 с]. Эта традиция, отмечают местные жители, играет важную роль в том, что ребенок растет физически и психически здоровым.
В узбекских семьях за маленькими детьми ухаживают в бешике (колыбели) до полутора-двух лет. Мать, которая много лет работает преподавателем, сказала, что ее дети лежали в кроватке до 2-летнего возраста, а забота и воспитание их детей в большей степени были обязанностью ее свекрови [6. Дала ёзувлари]. Если говорить вкратце, свекрови несли большую ответственность перед своими внуками, и поэтому считалось, что дети в первую очередь принадлежат им. Молодым матерям не подходило избивать своих детей на глазах у свекрови или тестя. Но у свекровей, то есть у бабушек было принято быть вовлеченными в дела детей. Родители не принимали близко к сердцу, когда бабушка с дедушкой делали им выговор. Молодые родители также считали, что, несмотря на то, что они родили ребенка, представители старшего поколения были более ответственны за воспитание своих детей, и признавались, что у них также было больше прав перед ребенком.
Само собой разумеется, что по мере того, как ребенок растет и развивается, увеличиваются и его возможности, и когда он подходит к концу каждого возрастного этапа, требования, права и обязанности, установленные обществом, остаются несовместимыми со способностями ребенка, то есть ребенок становится подавленным требованиями, предъявляемыми обществом. В результате возникает противоречие между требованиями, правами и обязанностями общества, которые дети ставят перед возрастной стадией, нормами морали и возможностями ребенка. Кризис, который возникает на подростковой стадии периода — возникает из-за конфликтов между требованиями такого общества и возможностями ребенка [3, 238 с].
«Подростки, — писал П.И.Левентуев, — «хотя они хорошо осознают необходимость послушания, они не могут мириться с командованием в частности, видя в нем самоуничижение, изо всех сил борясь за свои «собственные права» на независимость» [10, 27 с]. Наш народ, имеющий многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, также не сталкивался с большой частью проблем подросткового возраста, поскольку давал надлежащее воспитание с учетом изменений в подростковом возрасте. В.Я. Титаренко отмечал: «Даже если необходимо учитывать влияние физических процессов, присущих подросткам, неправильно связывать изменения в поведении подростка только с ним» [12, с. 14]. Как отмечалось выше, в узбекских семьях многие родители признают сложность воспитания ребенка в возрасте 13-14 лет. Некоторым родителям трудно усилить контроль в это время. Другие говорят, что в возрасте 15-16 лет необходимо осторожно обращаться с детьми. В это время стоит обратить внимание на то, кто является товарищами как мальчика, так и девочки. Поэтому правильная организация свободного времени занимает важное место в воспитании подростка.
Поскольку в узбекском традиционном воспитании моральное подражание формируется с детства, подростки относятся с уважением к взрослым. Эта особенность характерна не только для узбеков, но и для всех народов Центральной Азии, что было отмечено другими исследователями [9, с. 10]. В традициях воспитания, подобных этой, основное внимание уделялось воспитанию детей в вежливой манере. Ругань оскорбительными, бесстыдными словами, особенно тот факт, что эта ситуация совершается на глазах у женщин, общественности, считается чем-то чуждым нашему традиционному национальному характеру.
Хотя многие аспекты просветительского содержания, связанные с уходом за детьми в современных узбекских семьях, в настоящее время объединены, они занимают видное место в традициях, связанных с воспитанием детей, а именно, в предоставлении трудового воспитания большему количеству детей, обучении их манерам и морали и поддержании иерархического баланса между членами семьи. Известно, что у народов Востока его положение определяется не только при обращении, но и в зависимости от положения человека, состава подаваемой ему пищи и многих других подобных ситуаций. В большинстве семей взрослые и дети не сидят на месте. Особенно в многодетных семьях такую ситуацию можно наблюдать часто, следует сказать, что семейное положение занимает важное место. По словам информатора, поскольку у них в семье 12 детей, взрослые в течение лета сидели отдельно от маленьких. Но зимой все собирались в одном месте. [4. Дала ёзувлари].
Отделение детей от взрослых на самом деле имеет образовательное содержание, которое особенно наблюдается, когда прибывают гости. В наших наблюдениях установлено, что причина, по которой детей не сажают перед гостями, заключается в том, что «когда как уже детская распущенность раздражает гостя, с другой стороны, взрослые разговаривают с гостем на разные темы, а это связано с тем, что разговоры не соответствуют возрасту детей» [7. Дала ёзувлари]. Традиционно мальчикам и девочкам не выделяли отдельную комнату для спального места, пока дети не достигали подросткового возраста. Только с момента подросткового возраста мальчики максимально отделяются от девочек. Исследования, проведенные по всем вилоятам, показывают, что при семейном воспитании исламские обычаи прививались ребенку с раннего возраста. Например, понятия «увол» (проступок), «савоб−гуноҳ» (воздаяние-грех) объяснялись детям с младшего возраста с помощью различных повествований. Роль бабушки и дедушки в этом была велика. «Увол» — это акт причинения напрасного ущерба чему-то или существу, которое считается почти священным. Например, убийство горлицы — это «увол». Наступить на хлеб — «увол» и.т.д. Савоб — благородные поступки. Совершение этих благородных деяний приведет человека в рай. Напротив, гуноҳ — это плохие поступки, которые нельзя совершать. Те, у кого много гуноҳов (грехов), попадут в ад. В большинстве традиционных семей наиболее важные небольшие суры, такие как «калимай шахадат», «Фатиха», «Ихлас» и другие, заучивались детьми устно. И это послужило в них не только религиозному воспитанию, но и тому, что они выросли верными общечеловеческим ценностям.
Также в традиции воспитания разделяется негативное отношение к физическим наказаниям детей, особенно маленьких. В народе также есть поговорка, что “ақли етмаганнинг қўли етади” («того рука дотягивается, у кого нет ума»). Физическое наказание девочек также строго осуждается. Многие считают, что если бы отец дал своей дочери хотя бы пощечину, он был бы несчастен. Однако в народном образовании наказание также входит в метод воспитания, поэтому принято слегка физически наказывать мальчиков старше 5-6 лет за их неправильные дела. Иногда были случаи, когда хотя и не били, но использовали прутья в качестве «запугивания” [6. Дала ёзувлари].
В целом, в традиционных семьях узбекского народа телесные наказания осуждались, и в большинстве из них наказание не доходило до битья. Во многих семьях, которые мы исследовали, мать всегда говорила на Вы со своими детьми. Только говорила на ты в случаях гнева. Это сильно влияло на детей. Если дети не хотели выполнять какую-либо работу, мать не сопротивлялась им, а говорила: «Хорошо, дитя мое, если ты этого не сделаешь, я скажу твоей сестренке сделать это за тебя, но сможешь ли ты спокойно пить чай и есть хлеб», ребенок выполнял ту же работу из от стыда [7. Дала ёзувлари]. Это свидетельствует о том, что в узбекском семейном воспитании уделяется внимание пробуждению совести ребенка, формированию чувства гордости, стыда.
В качестве заключения стоит отметить, что воспитание детей было и остается одним из основных видов поведения, жизненных мечтаний человечества. Несмотря на то, что традиции и обычаи нашего народа меняются, приспосабливаясь к требованию времени, в результате наших личных наблюдений и социологических исследований стало ясно, что среди нашего народа по-прежнему сохраняются этнопедагогические тенденции в вопросах рождения и воспитания подрастающего поколения.
Использованная литература:
1.Мирзиёев Ш.М. Инсонпарварлик, эзгулик ва бунёдкорлик — миллий ғоямизнинг пойдеворидир. Издательство «Tasvir». — Ташкент – 2021.-Б.4
2.Аширов А. Ўзбек халқининг қадимий эътиқод ва маросимлари. – Ташкент, 2007.-Б.79.
3.Воҳидов М. Болалар психологияси. – Ташкент: Ўқитувчи, 1982.-Б. 238
4.Дала ёзувлари Ғаллаорол тумани Хонимқўрғон қишлоғи. 2021 й.
5.Дала ёзувлари. Жиззах вилояти туманлари 2022 й.
6.Дала ёзувлари. Жиззах вилояти Ш.Рашидов тумани 2022 й.
7.Дала ёзувлари. Жиззах шаҳри Наврўз маҳалласи. 2022 й.
8.Дала ёзувлари. Ш.Рашидов тумани. Олмачи маҳалласи. 2021 йил.
9.Кон И.С. Психология юношеского возраста. – Москва: Просвещение, 1979.-С.10.
10.Левентуев П. Сложный период детства. –Ташкент: Ёш гвардия, 1967. –Б.27
11.Миртурсунов З. Педагогика узбекского народа.–Т.: 1973.-Б.54.
12.Титаренко В. Семъя и . –Москва: Мыслъ, 1987.-С.14