Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВОЗМОЖНОЕ ИХ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ

Ш.Р.Абдулахадова ст. преподаватель кафедры русской литературы и методики её преподавания ДжГПУ. Мэлсова Л.В. студентка 4 курса ДжГПУ.   Аннотация: В данной статье рассматриваются понимание художественного текста движется от словесного к предметному, сочетание которых дает логическое понимание; от него движение направляется к пониманию мотивов, целей, подтекста. В таком примерно направлении происходит процесс восприятия фактического и эмоционально-художественного содержания произведения. Annotation: Resume: This article discusses the understanding of a literary text moving from the verbal to the subject, the combination of which gives a logical understanding; from it the movement is directed to the understanding of motives, goals, subtext. In this approximate direction, the process of perception of the actual and emotional-artistic content of the work takes place. Ключевые слова и фразы: эмоционально-художественное, сложный, противоречивый процесс, уяснение, восприятие, воображения, правильное сочетание, личность.Key words: emotional-artistic, complex, contradictory process, clarification, perception, imagination, correct combination, personality. В содержании художественного произведения есть два уров­ня: один из них — это фактическое (логическое) содержание, другой — эмоционально-художественное. Вот почему восприятие и понимание произведения представляют собой сложный, а не­редко и противоречивый процесс, в ходе которого у многих уча­щихся достигается лишь первый уровень усвоения содержания произведения. Понимание художественного текста движется от словесного к предметному, сочетание которых дает логическое понимание; от него движение направляется к пониманию мотивов, целей, подтекста. В таком примерно направлении происходит процесс восприятия фактического и эмоционально-художественного содержания произведения. Понимание первого уровня произведения (его фактического содержания) происходит главным образом через объяснение (уяснение) словесно-понятийного его материала. Здесь совер­шается логическая деятельность, требующая пространных ком­ментариев, прежде всего по разъяснению значения слов, смыс­ла понятий, реалий действительности. Однако при изучении художественной литературы необходи­мо поднимать ученика и на второй уровень восприятия (пони­мания) произведения, на уровень понимания его эмоционально-­художественного содержания. Здесь преподаватель старается использовать такие приемы работы с художественным текстом, которые углубляют его эмоциональное восприятие, обогащают такое восприятие при проникновении ученика в художествен­ную ткань произведения. Процесс понимания не только сложен, но и противоречив. Здесь возможно противоречие между восприятием фактическо­го (логического) и эмоционально-художественного содержания произведения. Первая ступень восприятия, как мы знаем, при­водит к пониманию логического (фактического) содержания произведения. Остановиться лишь здесь — значит вступить в противоречивое отношение к последующей работе над худо­жественным текстом, более того — затормозить ее. Достижение логического понимания не обращено к эмоциональной деятель­ности учащихся, не опирается на пробуждение и развитие у них воссоздающего воображения, того, что мы называем куль­турой чтения произведений искусства слова. Однако миновать первую ступень восприятия никак нельзя, она лежит в основе достижения главной цели изучения художественной литерату­ры — ее эмоционально-художественного восприятия. Здесь-то и возникают трудности: «Это две трудности: пер­вое, чтобы дети поняли образцовое произведение и, второе, что­бы дети его почувствовали, — на практике часто противоречат одно другому. Длительные подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с дру­гой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно». Противоречие двух целей понимания (двух ступеней) при­нимает в школьной практике и другой вид — противоречия между задачами анализа художественного произведения. Не­редко анализ сводится только к расширению знаний учащихся (характера персонажа, идейного смысла произведения, его ис­торико-литературного значения и др.). Иными словами, анализ представляет только абстрактно-логическую деятельность и ни­как не затрагивает эмоциональную сторону личности ученика. А между тем подлинный анализ произведения, вызывая интел­лектуальную деятельность учащихся, должен одновременно углублять их эмоциональное  восприятие художественного тек­ста, обогащать их эмоциональный мир. Выход здесь один — правильное сочетание в учебном про­цессе деятельности по раскрытию словесно-понятийного (логи­ческого) и эмоционально-художественного содержания произ­ведения, постоянное внимание к обогащению знаний учащихся и эмоционального богатства их личности.   ЛИТЕРАТУРА
  1. Гербова В.  Коммуникативное  общение  педагога.  —  М.:
Просвещение, 2009. –С.330.
  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2004. –
С.528.
  1. 3. Методика преподавания литературы как наука Шейхмамбетов С.Р., Каримова З.О. 2022г.- С.20.
  2. Методы и приемы обучения Шейхмамбетов С.Р., Аширматов А.Х. 2022г. –С.316.
  3. Современная методика оценки результатов обучения. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» №11 2015г г.Казань. С.1516
  4. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» Шейхмамбетов С.Р., Ф. У. Зоирова, Э. Р. Хасанов,2015г. Стр: 811.
  5. Levels of understanding a artwork and their possible contradictory collision Шейхмамбетов С.Р., Каримова З.О. 2022г.- С.3.
  6. International Scientific Journal Theoretical & Applied Science. Каримов Н.М. Каримова З.О. 2019г.- С.326.