Символизм в творчестве джадистов
Улугбек Тургунов
Стажёр преподаватель кафедры русского языка и литературы
Символизм в творчестве джадистов
Конец 19 и начало 20 веков отмечены появлением символизма в литературе. Особенность этого течения привела к творческому разнообразию всех писателей и поэтов, которые работали в этой области. Это течение позволило нам познакомиться с уникальными творческими особенностями таких талантливых писателей и поэтов, как С.Малларме, О.Уайльд, А.Рембо, А.Блок, В.Брюсов, А.Белый и других. А в истории узбекской литературы этот период рассматривается как период творчества джадистов и, символизм, возникший развивавшийся в европейской литературе, не обошёл и поэзию джадистов.
Символизм также сыграл большую роль в узбекской литературе .В узбекской классической литературе май – это жизнь, цветок – возлюбленная, орел – гордость, муравей – символ трудолюбия используется с древних времен. Символы также широко использовались в фольклоре. Героические эпопеи о Рустаме c древних времён распространены в Центральной Азии, Иране и Афганистане. Рустам – идеальный герой. В героических эпосах он всегда интерпретируется как сторонник народа. Рустам это мечта народа ,символическое выражение несравненной силы. Символы в лирике раскрывают их истинное значение действует как ключ к передаче. Яблоки, ивы, айва, персики, миндаль, красные и белые цветы, гуси, утки, голуби, лошади, муравьи и др. это один из самых распространенных символических образов. Допустим, только один из них уходит в исторический корень символического изображения яблока при просмотре можно наблюдать следующую сцену. Только яблоки важно не только в лирических песнях, но и в народных сказках и эпопеях служит художественным элементом.Таким образом ,в узбекской литературе символы раскрывали художественное и идеологическое содержание произведений.
Несмотря на это, именно джадисты приспособили традиционные концепции символизма в своих творениях к духу времени. Если речь идёт о них, то можно увидеть как богато на символы их поэзия .В числу таких поэтов входят такие джадисты как, Чулпон, Абдурауф Фитрат ,Хамза Хакимзода Ниязи , Абдулла Авлони и др.
Не будет преувеличением сказать, что из выше сказанных джадистов, по большой степени основу поэзии Чулпона составляют литературные символы. Большинство узбекских литературоведов утверждают, что именно литературные символы раскрывают искреннее значение стихотворения Чулпона «Красавица».
И луну я найду, и спрошу у нее:
Может, видела где-то тебя в небесах?
И ответит: «Во сне я встречала ее
Щек румянец я помню и нежность в глазах.
Я несчастен, я однажды тебя полюбил,
И от страсти горю, и сгораю в огне.
Как тяжел этот путь, на который вступил,
И бреду по нему как в бреду, как во сне
По мнению литератураведов, это стихотворение может показаться на первый взгляд о любви, но Чулпон указывает на поиск лучшей жизни с помощью таких символов, как луна и звезда. Луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь, а огонь считался символом невежества, и это намёк на трудности ситуации. Чулпон воплощает свободу, которую невозможно достичь в форме прекрасной души. Так что критики убеждены, что стихотворение «Красавица» это – идея стремления к свободе. Или ж в следующих отрывках Фитрат, через символ матери обращается к родине :
Моя мать! Вам нужна душа, чтобы спасти вас?
Нужна вера и совесть?
С кровью Тимура и Чингиза из наших вен,
Скажи это! Вам нужна кровь, чтобы спасти вас?
Поэзия Хамзы Хакимзоды Ниязи такая дружелюбная, обаятельная, привлекательная, что он был в состоянии создать поэтический мир, который отличался от других своей необычайной чувствительностью и цветом. Те, кто близко знаком с жизнью и творчеством Хамзы Хакимзоды Нийози, может раскрыть его идейно -художественный мир на примере отрывки этой басни и в этой басне скорпион является противостоящей силой, а черепаха представлена символом простого народа:
«Что ж, садись на черепашью спину,
Я тебя в несчастье не покину!»
Сел на черепаху скорпион,
А кругом вода со всех сторон.
Выпустил он жало и с размаху
Поразить собрался черепаху
Джадисты сыграли важную роль в духовном развитии нашего народа. Творчество джадистов можно считать уникальным отражением эстетического мышления. Популярность джадистского поэтического искусства заключается в его близости к духу и мышлению народа. Если исходить из особенностей характера нашего народа, это приведет к тому, что через символы будет доступнее излагать ту или иную ситуацию . Это указывает на то, что символизм играл особую роль в поэтике джадистов.
Список использованных литератур:
Абдырахманов Т. А. исламский Мир: прошлое и настоящее. Бишкек-2015. Бартольд В. В. ислам и культура мусульманства. –М.,1992.
Сыйырбеков А. С. Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования // Молодой ученый. — 2017.
Козокбой Юлдашев, Бегали Косимов,Валижон Кодиров, Жалолбек Юлдашбеков. //Адабиёт. Умумий урта таълим мактабларининг дарслик мажмуаси. 2017.
Фитрат. Избранные сочинения (Танланган асарлар).Т.1.- Ташкент:Маънавият,2000.