Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

Образовательная программа 3+1

Добро пожаловать за совместную образовательную программу с Белорусским государственным педагогическим университетом!

Конституция-наш основной закон!

8 декабря — День Конституции Республики Узбекистан

Ода, отражающая высокое чувство патриотизма!

10 декабря — День принятия Государственного Гимна Республики Узбекистан

Новый год – это возможность для новых целей!

С Новым 2024 годом!

Память священна, человеческое достоинство бесценно!

9 Мая - День памяти и почитания

ДжГПУ 50 лет!

С 50-летием Джизакского государственного педагогического университета!

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» в творческом наследии писателя.  

Магистрантка второго курса факультета русского языка и литературы : Даминова Бахора Научный руководитель доц. кафедры русской литературы и методики ее преподавания Ходжиметова Д. Д. Аннотация: Данная статья посвящена одной из важнейших особенностей творчества Льва Николаевича Толстого – проникновение в души своих героев, сопереживание с ними на протяжении всего их развития в произведении. Ключевые слова: Творчество, диалектика души, образ, тематика детства, цикл произведений, новаторство. Annotatsion: This article is devoted to one of the most important features of Leo Tolstoy’s creativity – penetration into the souls of his heroes, empathy with them throughout their development in the work. Keywords: Creativity, dialectic of the soul, image, themes of childhood, cycle of works, innovation Аnnotatsiya: ushbu maqola Lev Nikolaevich Tolstoy ijodining eng muhim xususiyatlaridan biri – qahramonlarining qalbiga kirib borishi, asardagi butun rivojlanishi davomida ular bilan hamdard bo’lishiga bag’ishlangan. Kalit so’zlar: ijodkorlik, ruhning dialektikasi, tasvir, bolalik mavzusi, asarlar tsikli, yangilik. Наследие  великого русского писателя второй половины XIX века JIьва Николаевича  Толстого – это одна  из ярчайших страниц в истории не только русской, но и всей мировой  культуры. Каждое произведение  выдающего писателя вызывало настоящий восторг читателей, критиков, современников внимательно следивших за творчеством писателя. Каждое произведение, вышедшее из под пера писателя,  и в наше время остаются актуальными и интересными для уже нового поколения его читателей. Интересная картина сложилась в период вступления писателя в литературу: первое же художественное произведение принесло ему не только необычайно широкую известность среди читающей публики, но и совершенное признание известных писателей того времени. Автобиографическая трилогия писателя «Детство. Отрочество. Юность» посвящена  извечной теме взросления человека.  Главный герой трилогии, воспроизведенный писателем, Николенька Иртеньев  – это отнюдь не образец совершенства. Он так же как все ошибается, запутывается в своих отношениях с близкими, друзьями и родными, очень часто делает неверный выбор. Но именно поэтому его история становления и взросления  – это история искренней детской дружбы и любви, первого большого горя и первых неудач вступления во взрослую жизнь — интересна и нашим современникам, узнающим очень часто в этом мальчике из далекого XIX века себя. Автобиографическая линия повествования, избранная автором,  тонко и уместно соединяется здесь с постановкой глубоких нравственных проблем. Эпизоды из жизни главного героя: детские шаловливые игры, первая охота и первая робкая влюбленность, непростые и по-детски наивные отношения с друзьями, серьезные переживания, какие-то сомнения и откровенная борьба со своим внутренним «я» — постепенно складываются в историю не только взросления, но и формирования и становления личности. Главной целью самого писателя в каждой части этой автобиографической трилогии было глубокое исследование внутреннего мира человека, поиски смысла существования, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия. Современник Льва Толстого литературный критик Н.Г. Чернышевский в своей работе «Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого» назвал это умение писателя проникнуть в самую суть психологии «диалектикой души». Очень часто трилогия «Детство. Отрочество. Юность» литературные критики и просто читатели называют автобиографией самого Льва Николаевича  Толстого. Действительно, многие события из жизни автора, его родных и близких нашли отражение в содержании произведения. Однако замысел писателя состоял вовсе не в том, чтобы с исторической точностью рассказать о своем детстве и отроческих годах, а в том, чтобы через призму жизни главного героя воплотить черты «эпох жизни» всех людей в общем и каждого человека в частности. Это подтверждают и слова самого писателя: когда в журнале «Современнике» напечатали первую часть трилогии под названием «История моего детства», Толстой написал, что заглавие это «противоречит с мыслью сочинения»: «Кому какое дело до истории моего детства…» Николенька Иртеньев, главный герой трилогии — это человек из любого времени. Конечно, исторические особенности того времени, в которое он жил, накладывают на его душу и характер определенный отпечаток. Но в целом, на мой взгляд, Толстой показывает взросление, становление человеческой личности. Поэтому такой герой, как Николенька, мог бы жить и в античной Греции, и в Средние века, и в далеком будущем. Вот почему трилогия «Детство. Отрочество. Юность» актуальна и в наши времена. Человек рождается, растет, взрослеет, становится личностью. И в целом этот процесс ничем не отличается от того, который описал в своей трилогии писатель. Аб­солютно так, как и прежде, в детстве для всех нас самые близкие и любимые люди — это родные. В отрочестве или в подростковый период любовь и доверие к близким начинают вытесняться такими качествами, как самонадеянность, тщеславие, жажда самостоятельности; а в юности начинается настоящее развитие личности, так, как это описано у писателя. В произведении с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные переживания главного героя.  Использованная литература
  1. Романова Н.И. Маленький и взрослый Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Русская речь. — М.: Наука, 2008. — № 1. — С. 19-22.
  2. Романова Н.И. Две повести о детстве: Николай М. (II. Кулиш) и Л.Н. Толстой Н Филологическая наука в XXI веке: Взгляд молодых. Материалы VI всероссийской конференции молодых ученых. — Москва — Ярославль, 2009. — С. 170-179.
  3. Романова Н.И. Художественные особенности повестей о детстве // JI.H. Толстой — писатель, мыслитель, философ (к 180-летию со дня рождения). Материалы Международной научно-практической конференции. — Белгород, 2009. -С. 126-133.
4.Дергунова Н. Г. Проблема нравственного формирования личности в повести Л. Н. Толстого «Детство» // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования: История и современность. — Н. Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 2004. 5.Романова Н.И. Маленький и взрослый Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Русская речь. — М.: Наука, 2008. — № 1.