Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

Образовательная программа 3+1

Добро пожаловать за совместную образовательную программу с Белорусским государственным педагогическим университетом!

Конституция-наш основной закон!

8 декабря — День Конституции Республики Узбекистан

Ода, отражающая высокое чувство патриотизма!

10 декабря — День принятия Государственного Гимна Республики Узбекистан

Новый год – это возможность для новых целей!

С Новым 2024 годом!

Память священна, человеческое достоинство бесценно!

9 Мая - День памяти и почитания

ДжГПУ 50 лет!

С 50-летием Джизакского государственного педагогического университета!

Проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте

старший преподаватель кафедры  Общей психологии  ДжГПУ Пулатова Назира Мелиевна Аннотация          В статье речь идет о проблеме конфликтного поведения в подростковом возрасте. Подростки, участвующие в конфликте, действуют в соответствии со своими установками, приобретенными в семье, в окружении сверстников, обществе, что не всегда позволяет им эффективно разрешать конфликтные ситуации.          Ключевые слова: конфликт, ситуация,  развитие, агрессия, дисгармоничность, негативизм, упрямство, повышенная тревожность, «конфликтное поведение», эмоция, противоречие. The problem of conflict behavior in adolescence Annotation          The article deals with the problem of conflict behavior in adolescence. Teenagers involved in conflict act in accordance with their attitudes acquired in the family, surrounded by peers, society, which does not always allow them to effectively resolve conflict situations.          Keywords: conflict, situation, development, aggression, disharmony, negativism, stubbornness, increased anxiety, «conflict behavior», emotion, contradiction. Ўсмирлик даврида зиддиятли хаттиҳаракатлар муаммоси Аннотация          Мақолада ўсмирлик давридаги зиддиятли хатти-ҳаракатлар муаммоси кўриб чиқилади. Можарога жалб қилинган ўспиринлар оилада, тенгдошлари, жамият қуршовида бўлган муносабатларига мувофиқ ҳаракат қилишади, бу уларга ҳар доим ҳам зиддиятли вазиятларни самарали ҳал қилишга имкон бермайди.          Калит сўзлар: зиддият, вазият, ривожланиш, тажовуз, ҳамоҳанглик, негативизм, ўжарлик, ташвиш ортиши, «зиддиятли хатти-ҳаракатлар», ҳиссиёт, қарама-қаршилик. В современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций, приводящих к конфликту. Установки, направленные на конфликт в обществе, становятся более разнообразными и влияют на особенности поведения подростков, которые сформированы семьей, социальным окружением. Социальная ситуация, в которой оказывается подросток, способствует проявлению деструктивных тенденций в поведении. Однако спектр их действий достаточно широк, а в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается, что определяет логику особенностей конфликтного поведения подростков. Подростки, участвующие в конфликте, действуют в соответствии со своими установками, приобретенными в семье, в окружении сверстников, обществе, что не всегда позволяет им эффективно разрешать конфликтные ситуации. Проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте в настоящее время становится все более значимой и актуальной. Напряженный характер современной ситуации развития общества, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на подростков в образовательном процессе, пагубное влияние Интернета и компьютерных игр, высокий уровень социальной агрессии выступают факторами неадекватного решения подростками собственных проблем. Подростковый возраст носит критический, переходный характер, когда коренным образом перестраиваются ранее сформированные психологические структуры, а также возникают новообразования и закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа характерно интенсивное половое созревание и развитие, появление «чувства взрослости», дисгармоничность в строении личности, эмоциональная неустойчивость, протестующий характер поведения по отношению к окружающим, негативизм, упрямство, повышенная тревожность, стремление стать самостоятельным и независимыми. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Если вовремя не регулировать поведение подростков в конфликте, то оно может перерасти в агрессивное, а затем и в девиантное поведение, которое поддается коррекции гораздо труднее. Соответственно, формирование адекватного конфликтного поведения в подростковом возрасте является одним из важнейших условий целостного развития его личности. Рассмотрим понятие «конфликт» и «конфликтное поведение». Нам близка точка зрения таких конфликтологов, как А.Я. Анцупов и А.И.Шипилов. Они определяют конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий (внутренних и внешних) между обществом, микросредой и личностью, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»[1]. Для обозначения понятия «конфликтное поведение» мы рассмотрим позицию Л.А. Петровской. Психолог определяет данных феномен следующим образом — «действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений»[2], т.е. поведение, провоцирующее конфликт. Конфликтное поведение порождает восприятие, понимание реальности как конфликтной. В подростковом возрасте на становление конфликтного поведения оказывают влияние такие факторы, как положение в группе сверстников, окружающая среда и личностные особенности. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Для подростка характерно стремление самоутвердиться в своей компании, в классе, занять удовлетворяющее его социальное положение. Это может толкнуть его на необдуманные поступки – примыкание к агрессивной компании, унижение других, драки, формирование зависимостей. Часто именно невозможность достичь желаемого статуса является причиной возникновения неадекватного конфликтного поведения. Как подчеркивает А.А. Бодалев — низкий социометрический статус ребенка в среде референтной группы содействует формированию внутренней конфликтности, а также негативного самоотношения. В ситуации инклюзии жертвой конфликта, насилия часто становится подросток с особыми образовательными потребностями (проблемы физического и психического здоровья), представители других культур, конфессий, языка, дети из малообеспеченных семей. Такие подростки могут подвергаться буллингу, кибербулингу, школьному насилию со стороны одноклассников. Огромное влияние на становление личности подростка оказывает окружающая среда. В первую очередь, это — семья. В проявлении конфликтности ребёнка не последняя роль отводится особенностям взаимоотношений с близкими, семейная сплочённость, близость между детьми и родителями, братьями и сестрами, стиль семейного воспитания. К сожалению, среда в большей степени оказывает негативное влияние на растущих детей, нежели позитивное. Все чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, применяются физические наказания, имеет место чрезмерная опека и принуждение к послушанию, вседозволенность, не принятие мнения детей и т.д. Отрицательный микроклимат во многих семьях ведёт к возникновению таких негативных проявлений, как высокая конфликтность, нарушение поведения, грубость, отчуждённость, неприязнь к другим подросткам по различным причинам, желание делать что-то назло другим, вопреки воли окружающих. Всё это ведет к агрессивности, приводящей к конфликтам с учителями, сверстниками, друзьями, тормозит их социализацию. В подростковом возрасте отношения со взрослыми становятся сложнее, так как всё чаще возникают непонимания и разногласия. Взрослые не могут учесть всю специфику личностного развития детей. Это может приводить к конфликтам с подростками, которые пытаются реализовать себя в жизни, освободиться от опеки, стать независимыми и самостоятельными. Однако, многие учителя, родители относятся к подросткам, прежде всего как к детям, и не дают возможности стать автономными. Всё это содействует увеличению психологических барьеров при взаимодействии подростков и взрослых, что также приводит к конфликтам. Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды. В подростковом возрасте особенно сложно определить, является ли то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем развиться в психическое заболевание или полностью компенсироваться. На становление личности подростка большое влияние оказывают психосоциальные стрессоры семьи: длительный родительский конфликт, конфликт между супругами в сфере воспитания, длительный период развода и связанное с ним напряжение, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, требование жесткой дисциплины от ребенка, потеря значимого для ребенка члена семьи. Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития – происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры. В современных концепциях конфликт характеризуется как нормальное, закономерное явление в жизни человека, определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки ( conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.). Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: 1. состояние открытой, часто затяжной борьбы, сражение или война; 2. состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей; 3. психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций. К этому можно добавить еще одно значение: эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее в результате столкновения противоположных импульсов или неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями. Конфликт не всегда приводит к разрушению, а, напротив, выполняет ряд позитивных функций Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта . Рассмотрим в качестве примера взаимоотношения детей и родителей. Развитие ребенка неизбежно сопряжено с возникновением в их взаимодействии противоречий. Оно связано с постепенным обретением большей взрослости и самостоятельности, в процессе чего ребенок делает шаги к автономизации, к более самостоятельному существованию. Когда ребенок первый раз отдергивает ногу, на которую мама натягивает ботинок, и говорит: «Я сам», он фактически говорит о том, что его уже не устраивают сложившиеся формы их взаимодействия и он хочет их изменить. Затем он станет подростком и будет спорить с родителями из-за того, почему вечером он должен являться домой в десять часов, когда другие мальчики гуляют допоздна, и т. д. Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности. Она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности[3]. Объективно возникшая конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, не развиваться в результате изменения объективных обстоятельств. Субъективно возникшие ситуации и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе самих оппонирующих сторон. Случайный конфликт менее подвержен урегулированию, чем заранее предусмотренный. Важно учитывать, как субъекты воспринимают конфликтную ситуацию, что подвигает их к инциденту, поскольку реакции и действия людей совершаются, как правило, в соответствии с их взглядами, нравственной позицией, особенностями темперамента и характера. От того, как оппоненты интерпретируют происходящее столкновение, зависит дальнейшее развитие конфликта. Предконфликтная стадия характерна тем, что ни одна из оппонирующих сторон не утвердилась полностью в своих притязаниях и на занятой позиции. Участники столкновения пока не увязли в конфликте, испытывают сомнения, нерешительность. На этом этапе велик шанс предотвратить нежелательное развитие событий [4]. Важно учитывать основные параметры конфликтного процесса, к которым относятся: состав участников; предмет и масштаб конфликта; непосредственная причина, приведшая к инциденту; характер и степень остроты противоречий. Только тщательный анализ, позволит спрогнозировать то, по какому «сценарию» будет развиваться конфликтная ситуация, что последует за инцидентом. Конфликтная стадия наступает после инцидента, вместе с резким обострением расхождений, конфронтацией, стороны начинают противодействовать. Таким образом, в отношениях детей и родителей постоянно возникают противоречия между сложившимся на данный момент стилем их взаимодействия и потребностями ребенка в его изменении. Эти противоречия неизбежны, более того, например, в подростковом возрасте они часто рассматриваются не просто как неизбежный, но как обязательный или даже желательный компонент взросления ребенка. Такой точки зрения придерживаются профессиональные психологи. Литература
  1. Анцупов. А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – М.: Юнити, 2010 – 378 с.1, с. 81
  2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер. – 2008. – 544 с.
  3. Кибанов, А.Я., Ворожейкин И.Е. Конфликтология / А.Я Кибанов, И.Е. Ворожейкин. — М.: «ИНФРА-М», 2011. — 301с.
  4. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) / Ш. У. Камалова, Р. У. Мунарова — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1068-1070. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17662/
  5. Мунарова Раьно Усаровна, Камолова Ширин Усаровна (2016). Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения. Проблемы педагогики, (2 (13)), 17-19.
      [1] Анцупов. А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – М.: Юнити, 2010 – 378 с.1, с. 81 [2] Петровская Л.А. Общение — компетентность — тренинг. – М.: «Смысл», 2017 – 687 с.4, с. 61 [3] Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер. – 2008. – 544 с [4] Кибанов, А.Я., Ворожейкин И.Е. Конфликтология / А.Я Кибанов, И.Е. Ворожейкин. — М.: «ИНФРА-М», 2011. — 301с.