Юсупов К.Я., Исмоилов Т.Дж.– преподаватели ДЖГПУ им Кадыри.
Annotatsiya: Xalq ta’limi tizimida kasbni o’quv-uslubiy ta’minlashning o’rni va imkoniyati tavsiflanadi. Moddiy jihozlar hujjatlarining mazmuni, fanlararo aloqalari, darslarning maqsad va vazifalari bayon etiladi.
Kalit so`zlar: Rol, ma’no, ta’minlash, ta’lim, hujjatlar, butun, vazifa, kasb, tizim, odamlar, materiallar, mavzu, aloqa.
В перспективе новом Узбекистане тенденция к комплексное обеспечение занятий, решению методического обеспечения систем документов, информационно-обеспечивающих управление учебно-воспитательного процесса.
Комплексное учебно-методическое обеспечении занятия — это система нормативных и методических документов, определяющих цели и содержание предмета. Существуют дидактически обоснованные последовательности изучения материала, методы и средства формирования у студентов соответствующих знаний и умений, навыков, а также профессиональных и личных качеств, имеют большие значении. Ниже приводятся некоторые возможности их обеспечении.
Эти документы комплектуются в комплектные папки.
Цель:1 — систематизировать и свести к минимуму число документов, обеспечивающих преподавание;
— избежать излишний регламента в творческом труде преподавателя;
— сократить время его работы с документами;
— сделать их наиболее содержательными и удобными в практической деятельности;
— способствовать более четкой организации методической работы. Следует особо отметить, что комплексное обеспечение урока способствует у студентов знаниям, навыкам, а также профессиональным и личным качествам.
Следует отметить что, комплексное обеспечение урока — это не личная разработка преподавателя, а труд коллектива, аккумулирущий его опыт, творческое отношение к обучению и воспитанию. Немаловажно, чтобы кабинет преподавателя был оснащен удобной мебелью, стеллажами, шкафами, полками для хранения моделей, которые в свою очередь имеют эстетический вид.
В шкафах должны храниться следующие комплекты:
Нормативный комплект предмета (типовая, программа, журнал имеющихся средств обучения, рабочая программа),
Общеметодический комплекс: (методические рекомендации по планированию занятий, использование ТСО во внеклассной работе).
Комплект «Курсовая работа», «Курсовое проектирование»:
(I. Перечень курсовых работ (КР), курсовых проектов (КП), литература, нормативно-техническая документация, средства вычислительной техники, методические рекомендации по КР и КП, образцы выполненных работ).
Комплект внеаудиторной работы.
Комплект «Экзамены» ( перечень вопросов, перечень типовых задач, наглядные пособия, литература, технические средства, используемые на экзаменах).
Комплект «Оснащенность предмета средствами обучения»
(вместе с типовым перечнем оборудования кабинетов, лабораторий), литература, нормативно-техническая документация, наглядные пособия, ТСО, средство ЭВМ, агротехника, учебное лабораторное оборудование и т.д.
Для каждого средства обучения указывается его КОД, порядковый номер, наименование, число экземпляров, дополнительная потребность и сроки приобретения.
Предлагается этот комплект ввести в рабочий план и представить зав. кафедрами и проректору по учебной части для утверждения. Коды используются затем для записи применяемых средств обучения в раздел межурочного плана или плана занятий. Комплект «План урока» — это отдельная палка, на титульной обложке которой записано наименование предмета и занятий’.
На внутренней стороне обложки приклеивается карманчик для хранения необходимого для занятий: слайдов, карточек, вопросов закрепления пройденной темы, самостоятельной работы.
В эту палку на одно место подшивается план введения в данное занятие вышепринятых элементов с указанием нормы времени, например:
Дата __________, Группа ____, II занятия __________
Тема _______________________________________________________
Тип занятия (лекция, лабораторная работа, беседа и др.).
Усвоение новых знаний, умений, навыков, повторение материала, закрепление материала, рассказ, урок-практикум, экскурсия, комбинированное занятие.
- ТОО (наименование).
2.Наименование и № модели, место ее нахождения.
- Наименование и в плаката.
- Карточки для опроса (прилагаются).
- Карточки безмашинного опроса (прилагаются).
- Вопросы для закрепления (прилагаются).
- Литература — наименование:
а) используемая литература должна лежать на столах,
б) используемая литература преподавателем должна находиться в шкафах в комплекте «Учебная литература» (литература в начале года выписывается на свое имя из библиотеки).
- Наименование вычислительной техники, количество.
- Методическая рекомендация по выполнению курсового проектирования (№).
- Образцы выполненных курсовых проектов
- Инструкционные карты (№).
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ
Указать при изучении какого предмета будет использована или использовалась данная тема.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Цель: формирование нового человека — строителя нового Узбекистана формирование у него научного мировоззрения, политического сознания и высокой политической культуры, классового подхода к оценке естественных явлений и процессов, формирования высокой гражданственности, интернационализма, физической закалки, трудолюбия, нравственности, трудовой закалки
ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
- Развитие умений и навыков у студентов в применении знаний на практике, в жизни, на работе.
- Обогащение и расширение кругозора студентов по данному предмету.
- Реализация дидактических проблем.
- Развитие творчества студентов.
- Связь теории с практикой.
- Усвоение прочных знаний студентами.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
- Научность занятий (точность терминологии, логика занятий).
- Внутрипредметная и межпредметная связь.
- Знание новейших исследований по изучаемому предмету.
- Всестороннее развитие личности каждого студента.
- Научно-технический прогресс на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Проверка посещаемости студентов, готовность студентов к проведению занятий, внешний вид).
- Проверка домашнего задания (указать метод проверки, форму.
ОПРОС
1.Перечень вопросов (написать кратко ответы).
- Форма опроса: устная, письменная, по карточкам, машинных опрос.
НОВАЯ ТЕМА.
- Наименование темы (конспект прилагается).
- Перечень научных вопросов с указанием уровня усвоения учебного материала.
- Таблицы межпредметных связей.
- Материалы достижения науки и техники, выдержки из журналов и газет.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Перечень вопросов (прилагаются к папке) для актуализации закрепления и проверки знаний студентов по обучаемой теме.
- Варианты заданий по самостоятельной работе студентов на занятии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Литература:
а) основная,
б) дополнительная автор, §, стр., № упражнение.
- Дать краткое описание к выполнению.
План ведения занятия постоянно дополняется и корректируется. Далее в папку вкладывается конспект по данному занятию, который должен подчиняться следующим требованиям:
- Научность,
- Достоверность,
- Соответствие с новыми достижениями науки и техники,
- Моральность,
- Использованная литература.
Следует отметить, что составление таких комплектных учебно-методических планов преподавания обеспечивает полное обучение учащихся и студентов, ликвидацию недостатков в преподавании предмета, помогает молодым специалистам в системе народного образования.
Литературы:
- Дзенушкайте С.А. Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки. Москва, «Педагогика», 1987 г.
- Тагаев Х., Исмаилов Т.Д. Иқтидор ва иқтидорликни такомиллаштириш. Услубий қўлланма. Жиззах ДПИ 2021 й.
- Лихнштейн Е.С. Слова о науке. Москва, «Знание», 1978 г.
- Тагаев Х. И др. Педагогические возможности активизация познавательной деятельности студентов и учаўихся. Международная научно-практическая конференция. Чистополь – 2009 г.
- Исмаилов Т.Д. и др. О развитие профессионально–психологической компетентности педагога. «Экологические и социально-экономические основы развития аридных экосистем». Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, ст. 190-192. г. Волгоград, 2015 г.
- Ismоilov T.D., Tagayev X., I dr. Сognitive – Psychological Diagram Of Processes Of Scientific And Technical Creativity Of Students International journal of Psuchosocial Rehabilitation is a SCOPUS Indexed Journal 2020 iyun.