Замира Джалматова
к.ф.н., доцент ДжГПИ, Узбекистан
Аннотация. В настоящей работе исследуются проблемы изучения русского языка в вузах. Проанализированы характерные особенности использования различных методов и приёмов в процессе учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: приемы, формы, принципы обучения, умения, навыки, проблемные ситуации, оптимизация, познавательный процесс.
Annotation. In this paper, the problems of studying the Russian language in universities are investigated. The characteristic features of the use of various methods and techniques in the process of educational and cognitive activity are analyzed.
Keywords: techniques, forms, principles of teaching, skills, skills, problem situations, optimization, cognitive process.
В преподавании русского языка традиционно используются фонетический, морфологический, орфографический, словообразовательный, лексический, синтаксический, пунктуационный и другие виды языкового анализа, основанного на выделении главных и системообразующих характеристик единицы языка. Посредством использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин становится возможным увеличение продуктивности на разных этапах изучения и усвоения учебного материала, помогают сделать этот анализ и само исследование языка наглядным, запоминающимся, а значит, эффективным средством повышения формирования и развития языковой компетенции.
В условиях создания проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации использование ИКТ в преподавании филологических дисциплин способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, облегчает и ускоряет поиск решения в процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки.
Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения языковым материалом. В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры по русскому языку и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Так как отказаться от уже разработанных и доказавших свою эффективность форм обучения и внедрить альтернативные формы за короткий срок невозможно, включение ИКТ поможет усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала.). Все эти формы, обогащаясь возможностями использования ИКТ, способствуют более высокому уровню осмысления языкового материала.
В преподавании русского языка широко используется дидактическая игра (коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш). Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.
Согласно наиболее распространенному определению, мультимедиа (мультимедиа средства) представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п. Значит, применение мультимедиа средств в преподавании филологического цикла предоставляет педагогу возможность комбинировать представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации развития языковой компетенции и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких как:
- “манипулирование” (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;
- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
- деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или исследования;
- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном “окне” — видеофильм, в другом — текст);
- демонстрация процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
В частности, системы мультимедиа обеспечивают целый арсенал средств более выразительных, чем текст. Программы мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации, что способствует более высокому уровню восприятия, запоминания и выявления наиболее значимых характеристик изучаемого языкового материала.
ИКТ в преподавании филологических дисциплин нацеливают курсантов на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию.
Использование ИКТ в преподавании русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность курсантов, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание курсантов, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.
Таким образом, использование ИКТ на занятиях русского языка опирается на множество разработанных как для технических, так и для гуманитарных дисциплин методов, которые начинают работать одновременно — это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и дидактические игры, и имитация каких-то действий. В итоге, обучающиеся научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством преподавателя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала и испытывают радость от овладения новыми способами деятельности.
Литература:
- Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. 5-е изд. испр. и дол. Москва: «Русский язык». 2005.
- Большакова Н.В., Полковникова И.В., Попкова Л.М. и др. Профессиональная подготовка учителя русского языка и литературы. Псков: ПГПИ, 2003.- 108 с.
- Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. – СПб.: Златоуст, 2014. – 336с.