— 60211400 —
Искусство вокала (по видам): общая характеристика направления бакалавриата







Направление «Искусство вокала (по видам)» требует, чтобы обучающийся набирал 30 кредитов за семестр, а за учебный год — 60 кредитов. Продолжительность обучения составляет 3 года, и к окончанию программы студент должен набрать 180 кредитов.
Один кредит ECTS соответствует 30 академическим часам, а годовая учебная нагрузка студента составляет 60 кредитов, или 1800 академических часов. Из них 50% — аудиторные часы, 50% — часы самостоятельного обучения. Объем кредитов, который студент должен освоить за семестр, включает обязательные и выборные дисциплины, указанные в каталоге дисциплин.
60211400 — Искусство вокала (по видам) — направление бакалавриата, предназначенное для подготовки педагогических кадров для общеобразовательных школ, средних специальных и профессиональных учебных заведений; изучение дисциплин, средств, методов и методик педагогической деятельности; проведение научно-педагогических исследований в отраслевых научно-исследовательских институтах Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также работа в качестве независимого исследователя.
60211400 — Виды профессиональной деятельности выпускников направления «Искусство вокала (по видам)»:
- — преподавание музыкальной культуры в общеобразовательных школах и профессиональных дисциплин в средних специальных профессиональных колледжах в установленном порядке;
- — работа воспитателем в учреждениях, помимо общеобразовательных школ и профессиональных колледжей;
- — работа методистом по химии в министерствах, реализующих образовательные программы, их отраслевых управлениях и учреждениях;
- — работа в образовательной системе в должностях заведующего кабинетом, лаборанта и аналогичных;
- — преподавание искусства вокала (по видам) в профессиональных образовательных учреждениях, работа методистом в министерствах, реализующих образовательные программы, их отраслевых управлениях и учреждениях; работа младшим научным сотрудником в научно-исследовательских организациях по педагогике и музыкальным дисциплинам;
- — работа в архивах, информационно-ресурсных центрах, издательствах, средствах массовой информации, фондах рукописей, различных предпринимательских структурах, негосударственных некоммерческих и общественных организациях, а также других учреждениях;
- — работа в органах местного самоуправления и местных центрах духовности и просвещения;
- — охватывает такие области, как педагогика профессионального музыкального образования, разработка дидактических средств обучения и внедрение электронных средств обучения в практику.
Выпускники направления «Искусство вокала (по видам)» могут продолжить обучение в магистратуре по специальностям, установленным Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, в установленные сроки.
I учебный год / 1-й семестр
Код дисциплины | Квалификационный код дисциплины | Название дисциплины | Часы | Кредиты | Тип выбора |
---|---|---|---|---|---|
1.01 | 351FalM04 | Философия | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.03 | 351O’RIM04 | Узбекский (русский) язык | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.04 | 351XTM1008 | Иностранный язык | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.09 | 351Solf | Сольфеджио | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.10 | 351VokITB | Вокальное исполнительство (по видам) | 240 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.11 | 351VokATB | Вокальный ансамбль (по видам) | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.12 | 351JahMusTar | История музыки | 180 | 5 | Обязательная дисциплина |
Итого: | 900 | 30 |
I учебный год / 2-й семестр
Код дисциплины | Квалификационный код дисциплины | Название дисциплины | Часы | Кредиты | Тип выбора |
---|---|---|---|---|---|
1.02 | 351ManM02 | Духоведение | 60 | 2 | Обязательная дисциплина |
1.04 | 351XTM08 | Иностранный язык | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.05 | 351O’EYTM04 | Новейшая история Узбекистана | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.09 | 351Solf | Сольфеджио | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.10 | 351VokITB | Вокальное исполнительство (по видам) | 240 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.11 | 351VokATB | Вокальный ансамбль (по видам) | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.12 | 351JahMusTar | История музыки | 180 | 5 | Обязательная дисциплина |
Итого: | 900 | 30 |
II учебный год / 3-й семестр
Код дисциплины | Квалификационный код дисциплины | Название дисциплины | Часы | Кредиты | Тип выбора |
---|---|---|---|---|---|
1.07 | 351TATM1004 | Информационные технологии в образовании | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.08 | 351UmPsixM08 | Общая психология | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.13 | 3514Garm | Гармония | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.14 | 351Forte | Фортепиано | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.16 | 351UHZM04 | Зоология позвоночных | 180 | 6 | Обязательная дисциплина |
1.15 | 351YakXon | Сольное пение | 120 | 4 | Выборная дисциплина |
1.16 | 351XorSTB | Хоровой класс (камерный хор) | 120 | 4 | Выборная дисциплина |
Итого: | 900 | 30 |
II учебный год / 4-й семестр
Код дисциплины | Квалификационный код дисциплины | Название дисциплины | Часы | Кредиты | Тип выбора |
---|---|---|---|---|---|
1.07 | 351UmPsixM08 | Общая психология | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.13 | 3514Garm | Гармония | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.14 | 351Forte | Фортепиано | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.15 | 351YakXon | Сольное пение | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.16 | 351XorSTB | Хоровой класс (камерный хор) | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
Итого: | 900 | 30 |
III учебный год / 5-й семестр
Код дисциплины | Квалификационный код дисциплины | Название дисциплины | Часы | Кредиты | Тип выбора |
---|---|---|---|---|---|
1.07 | 351UmPedM07 | Общая педагогика | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.17 | 351MutVI | Специальность (вокальное исполнительство) | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.18 | 351XorSKX | Хоровой класс и управление хором | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.19 | 351An’O’zbMus | Традиционная узбекская музыка | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
1.20 | 351MusAsTah | Анализ музыкальных произведений | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
Итого: | 900 | 30 |
IV учебный год / 6-й семестр
Код дисциплины | Квалификационный код дисциплины | Название дисциплины | Часы | Кредиты | Тип выбора |
---|---|---|---|---|---|
2.09 | 351MPA26 | Квалификационная и педагогическая практика | 780 | 26 | Обязательная дисциплина |
2.10 | 351YDA04 | Итоговые государственные аттестации | 120 | 4 | Обязательная дисциплина |
Итого: | 900 | 30 |
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины — глубокое обучение будущих преподавателей музыкальной культуры и исполнителей основным теоретическим закономерностям искусства вокала (по видам), предоставление знаний, соответствующих государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям, воспитание у студентов осознанного мышления по отношению к музыкальной выразительности и формирование способности к ее восприятию, развитие музыкального мировоззрения и восприятия студентов, правильное направление и обогащение их музыкально-эстетического вкуса, развитие творческих способностей; подготовка студентов к практической деятельности в качестве преподавателей музыки.
Задача дисциплины — предоставление студентам глубоких знаний о средствах музыкальной выразительности и обучение музыкально-техническим навыкам.


Какими знаниями и навыками студент овладеет по окончании дисциплины?
- — Музыкальный звук, музыкальная система, темперация, нотная запись, понятие «звук», свойства музыкального звука, музыкальная система, звукоряд, ступени, октавная система, диапазон, регистр, темперированный строй, производные ступени, знаки альтерации, энгармонизм звуков, нотная запись, ключи, длительности, знаки удлинения длительностей, паузы, знаки сокращения нотной записи, метр, такт, размер, типы метров, простые метры, группировка длительностей в простых тактах;
- — Сложные метры, группировка длительностей в сложных тактах, ритм, синкопа, свободное деление длительностей, метроном, лад, устойчивость и неустойчивость, специальные названия ступеней октавного лада, виды мажора и минора, тетрахорды, тональность, квинтовый круг, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности, мелодические лады, натуральные лады, пентатоника, двойная гармоническая мажор и минор, искусственные лады, интервал, количество ступеней и тонов, диатонические интервалы, хроматические интервалы, энгармонизм интервалов, обращение интервалов, интервалы натурального мажора и минора, характерные интервалы, разрешение интервалов, навыки самостоятельного изучения;
- — Аккорд, виды аккордов, трезвучие, его виды и обращения, мажорные и минорные трезвучия, септаккорд, его виды и обращения, доминантсептаккорд, вводный септаккорд, субдоминантсептаккорд, понятие хроматизма, хроматическая гамма, написание хроматических гамм, понятия модуляции и отклонения, модуляция в тональности родственных ступеней, значение мелодии в музыкальном произведении, направление движения мелодии и ее диапазон, деление мелодии на составные части, методы транспозиции, навыки определения тональностей.

Краткое изложение дисциплины:
Музыка — искусство интонации, художественное отражение реальности в звуках. Она отражает бытие особым образом, обогащает его и помогает его понимать и преобразовывать. Известно, что музыка играет важную роль в жизни общества. Музыка неизменно присутствует в образе жизни человека и общественной жизни, в труде и отдыхе, являясь уникальным инструментом, ведущим к духовным ценностям. Она является эффективным средством эстетического воспитания, формирующим духовный мир личности и ее нравственные цели. Музыка, ее создатели, исполнители и слушатели составляют музыкальную культуру, которая является важной частью культуры общества. Начальная часть системы музыкального образования — элементарная теория музыки — ставит своей задачей изучение основных элементов музыки, особенно мелодии и ее особенностей. Несмотря на то, что информация о каждом элементе музыки включена в отдельные разделы учебника, учащийся должен помнить, что элементы музыки проявляют свои выразительные свойства только в их взаимосвязи. Курс элементарной теории музыки создает прочную основу для изучения последующих теоретических дисциплин и способствует развитию навыков самостоятельного музыкального мышления. Этому способствуют темы, такие как лад, ритм, мелодия, хроматизм, освещенные с исторической точки зрения. Помимо этих основных задач, данный курс помогает учащимся осознанно усваивать тексты музыкальных произведений по другим музыкальным дисциплинам (инструментальное и вокальное исполнительство, хоровое дирижирование, методика преподавания музыки). Наконец, элементарная теория музыки наравне с другими дисциплинами способствует повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся.
Тип занятия и метод оценки
Тип занятия | 1-й семестр | Контроль | Распределение баллов |
---|---|---|---|
Лекционное занятие | 30 часов | Промежуточный контроль | 20 баллов |
Практическое занятие | 14 часов | Текущий контроль | 10 баллов |
Лабораторное занятие | 46 часов | Текущий контроль | 10 баллов |
Самостоятельное обучение | 90 часов | Текущий контроль | 10 баллов |
Итоговый контроль | 50 баллов |
Тип занятия | 2-й семестр | Контроль | Распределение баллов |
---|---|---|---|
Лекционное занятие | 30 часов | Промежуточный контроль | 20 баллов |
Практическое занятие | 16 часов | Текущий контроль | 10 баллов |
Лабораторное занятие | 44 часа | Текущий контроль | 10 баллов |
Самостоятельное обучение | 90 часов | Текущий контроль | 10 баллов |
Итоговый контроль | 50 баллов |
Таблица перевода оценок с 5-балльной шкалы на 100-балльную шкалу
5-балльная шкала | 100-балльная шкала |
---|---|
5,00 — 4,96 | 100 |
4,95 — 4,91 | 99 |
4,90 — 4,86 | 98 |
4,85 — 4,81 | 97 |
4,80 — 4,76 | 96 |
4,75 — 4,71 | 95 |
4,70 — 4,66 | 94 |
4,65 — 4,61 | 93 |
4,60 — 4,56 | 92 |
4,55 — 4,51 | 91 |
4,50 — 4,46 | 90 |
4,45 — 4,41 | 89 |
4,40 — 4,36 | 88 |
4,35 — 4,31 | 87 |
5-балльная шкала | 100-балльная шкала |
---|---|
4,30 — 4,26 | 86 |
4,25 — 4,21 | 85 |
4,20 — 4,16 | 84 |
4,15 — 4,11 | 83 |
4,10 — 4,06 | 82 |
4,05 — 4,01 | 81 |
4,00 — 3,96 | 80 |
3,95 — 3,91 | 79 |
3,90 — 3,86 | 78 |
3,85 — 3,81 | 77 |
3,80 — 3,76 | 76 |
3,75 — 3,71 | 75 |
3,70 — 3,66 | 74 |
3,65 — 3,61 | 73 |
5-балльная шкала | 100-балльная шкала |
---|---|
3,60 — 3,56 | 72 |
3,55 — 3,51 | 71 |
3,50 — 3,46 | 70 |
3,45 — 3,41 | 69 |
3,40 — 3,36 | 68 |
3,35 — 3,31 | 67 |
3,30 — 3,26 | 66 |
3,25 — 3,21 | 65 |
3,20 — 3,16 | 64 |
3,15 — 3,11 | 63 |
3,10 — 3,06 | 62 |
3,05 — 3,01 | 61 |
3,00 | 60 |
Менее 3,0 | Менее 60 |