старший преподаватель Мунарова Раъно Усаровна
Джизакский филиал Национального
Университета Узбекистана и ДжГПУ
магистр 2 курса факультета
Педагогика и психология ДжГПУ
Мажидова Тулганой Усмон кизи
Аннотация
В статье речь идёт о формировании человека нового поколения- акме- личности. Даются рекомендации в решении этих актуальных задач.
Ключевые слова: акмеология, самодвижение,самосовершенствование, самореализация, творческий потенциал, проблема рефлексия, личностно-профессиональный рост.
Annotation
The article deals with the formation of a person of a new generation — an acme- personality. Recommendations are given in solving these urgent tasks.
Keywords: acmeology, self-movement, self-improvement, self-realization, creative potential, problem reflection, personal and professional growth.
Идея воспитания совершенной личности имеет давнюю традицию. Она нашла свое отражение в произведениях таких великих мыслителей, как Беруни, Аль Фараби, Ибн Сина, А. Навои.
Идеи воспитания готовности к самосовершенствованию, творческой самореализации, высказанние в античности, в средневековье и в эпоху просвещения, получают свое дальнейшее развитие в трудах философов, педагогов и психологов более позднего периода.
Проблемы человека, его самодвижение, самосовершенствование, самореализация, выяснения отношения человека к самому себе, к себе подобным, к обшеству в целом, к природе, к Богу. Изучение, человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира. Данная проблема прослеживалась ещё учеными Средней Азии. В учениях мыслителей Средней Азии, который дал миру таких людей, как Беруни, Ибн-Сина, Омар Хайям, Фароби, Аль-Фергани, Навои, Улугбек, Мукуми, Фуркат, Махтумкули — были глубоко убеждены в том, что наука, научных знания способствуют развитию лучших нравственных качеств ученых, которые в конечном итоге ведут к духовному совершенству, к развитию таких компонентов этой сферы, как интеллект, разум, сознание, мышление психика, нравственность, воля и т.д.
Проблемы соотношения знания и нравственности ставились в философском учении Фароби. Вопросы нравственности он тесно связывает с ителлектуальными качествами человека, с его разумностью, и поэтому рассматриваемые им этические категории воплащают в себе не только определенные нормы и правила нравственных отношений, но и в некоторой степени результаты разумной деятельности людей в течение всей истории их сушествования. В книге «Указание пути к счастью» Фароби пишет: «Хороший нрав и сила ума, оба вместе, являются человеческим достоинством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосходстве и совершенстве в ней самой и ее действиях»
Абу Наср ал-Фароби великий мыслитель, философ Средней Азии, своим умением вести диалоги с учениками, давал прекрасный образец стимулирования работы мысли, включения в дискуссию, тем самым формируя умение производить самокоррекцию. Продуманными вопросами Фароби инициировал в своем собеседнике интеллектуальную активность, заставлял за внешней легкостью вопроса увидеть его глубинную суть и подвести к самостоятельному решению о правоте своих суждений.
Свое концептуальное выражение идея взаимосвязи знания и гуманизма находит у Ибн Сина. Мысль о единстве человеческого разума, его высоких нравственно-гуманистических качествах нашла свое яркое отражение в ней и
выступает как четко выраженный этико-гносеологический феномен. Так, мудрость, по Ибн Сина, это основа и источник не только получения человеческого знания, но и нравственных отношений между людьми. Концепция, разработанная Ибн Синой, сводится к тому, что знание, пути постижения сути, природы вещей не являются самоцелью. Значимость знания определяется его местом и ролью в нравственном совершенствовании личности и обшества в целом.
Великий писатель-гуманист Алишер Навои, занимаясь проблемой нравственности, чистоты души человека, говорил об особой роли учителя, продуктивности его труда, постоянном самосовершенствовании: «Только тогда работа каждого учителя будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем, когда он будет неустанно трудиться над собой»
[1].
Человек не может жить вне общества, вдали от людей. «Общество является местом, домом событий. Никто не может быть вне его, не может быть независимым от его событий»
[2].
Характеризуя подростковый и юношеский возраст, Алишер Навои писал: «После детства наступает юношество — период формирования разума. В этот период жизни человеком овладевает или разум, или страсть. Если разум победит, он будет руководить благородными делами».
По мнению Навои, цель воспитания — подготовить подрастающих поколений хорошо образованными, овладевшими лучшими человеческими качествами и борющимися за счастье народа. Он призывал молодежь к изучению наук и развитию разума. Ум — одно из основных качеств человека. Человеку необходимо овладеть наукой и ремеслом и постоянно совершенствоваться в них. «Знание и мудрость — украшение человека» Поэт мечтал о разностороннем развитии человека, о воплощении в нём лучших человеческих качеств.
В числе лучших качеств благородного человека — вежливость, хорошее поведение и скромность. Первая обязанность человека — искренне уважать своих родителей. Надо уважать старших и быть внимательным, предупредительным и милосердным к младшим и слабым. «Скромность — якорь корабля человека в мире превратностей», — писал Навои, резко осуждая подхалимство, подлость, трусость, невежество, угодничество, раболепие, двуличие, хвастовство, чванливость. «Чванливый человек — шайтан, возвеличение себя — дело глупого человека»
[3].
Абдулла Авлони, мечтавший о социальном преобразовании общества путем развития истинно человеческих сил, пропагандировал идею разностороннего и гармоничного воспитания, согласующегося с природой самого учащегося. Настаивая на неразрывности обучения и воспитания, он ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», совмещающее умственное образование с воспитанием определенных качеств личности, способствуюших дальнейшему нравственному и профессиональному становлению человека.
[4]
Акмеология — новая междисциплинарная наука о «человеке развивающемся», о закономерностях, обеспечиваюших оптимальное раскрытие творческих возможностей личности, достижение вершин социального успеха и профессионального мастерства. Акмеология изучает развитие личности под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования, создает условия для личностного роста человека.
Акмеология (греч. akme — пик, вершина, высшая степень достижения точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия — от греческого logos -учение), наука изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости (30-5- лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии —
акме.
Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости
[5].
Понятие акмеология было введено в 1928 г. психологом Н.А. Рыбниковым, как учебная дисциплина была внедрена в учебный процесс вузов в 1993 г. Возникновение, становление развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых А.А.Дергача, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева и др. На начальном пути своего становления акмеология изучает профессионализм деятельности учителей. Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации. Появились новые самостоятельные научные направления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в ocoбыx и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая, медицинская, социальная, экономическая и педагогическая акмеология.
Акмеология возникла не на пустом месте. Ее мировоззренческие идеи о совершенствовании человека, полноте его самореализации в жизни и деятельности, его творческой сущности исторически древни.
Самореализация творческого потенциала предполагает самопознание ими рефлексию. Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии. У Платона и Аристотеля мышление и рефлексия толкуются как атрибуты, изначально присущие демиургу, божественному разуму, в котором обнаруживается единство мыслящего и мысли.
Подобная трактовка рефлексии перешла через неоплатонизм в средневековую философию, где рефлексия трактовалась как отраженная в логос миротворческая активность божества.
Понятие самореализации творческого потенциала, центральное в акмеологии, тесно связано с понятием самодвижения, вернее включает в себя последнее. Оно введено еще Платоном в «Федре». Разработку трехчастного строения души Платон дополняет учением о самодвижении души. Три начала единой души рассмотрены им в динамике. Показана возможность преобладания того или иного начала, дана иерархия различных типов души (души богов; девять градаций человеческой души (мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана); души животных).
В философской мысли Средней Азии знание является мотивом к действию, индивидуализирующему субъект. Интерес к знанию научному, светскому, ведущая роль разума как в интеллектуально-образовательной, так и в религиозно-этической деятельности, социально-политическая, культурная среда в целом, детерминировали развитие науки на Востоке IX-XY вв.
На современном этапе акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности связано с работами и идеями российских ученых А.А.Дергача, Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева и т.д. В Узбекистане вопросу акмеологического понятия о самореализации творческого потенциала личности посвяшены Международные и Республиканские научно-практические конференции. Среди публикаций по вопросам акмеологии привлекают внимание исследования проф. Ф.Р. Кадырова, Д.Иматуллаева, Н.Эгамбердиевой, И.Г. Ревес, 3. Ахмедовой и т.д
Анализ трудов по акмеологии позволил определить:
—
объект акмеологии — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и др. деятельности людей;
—
предмет акмеологии — объективные (качество воспитания и образования, полученные человеком) и субъективные (талант, способности человека) факториы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов;
Цель акмеологии — разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала, формирования психологической готовности решения сложных и многообразных задач в, условиях реформирования обшества в целом и отдельных его сфер;
Задачи акмеологии
- Актуализация личностно-профессионального роста человека в послевузовский период.
2.Теоретическое и практическое обоснование комплекса средств, позволяющих обеспечить эффективную реализацию профессионального роста личности.
- Разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма.
Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимы для ее овладения — с другой. Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости междуособенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности.
Акмеология развивалась как наука, пройдя ряд этапов:
— Латентный этап, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической тематики;
— Номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана, и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;
— Инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводится акмеологические теоретические и прикладные исследования;
— Институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях .
Таким образом, акмеология как междисциплинарная наука интегрирует и обобщает становление гармонично-развитой личности основывается на специфике менталитета национальной культуры.
Литература
- Авлони А. Цветущий край – Туркистан. – Ташкент: Укитувчи, 1992.- 162с. С.82
- Алишер Навои.// Избранные сочинения в 26 т.- Т.: Гафур Гулям, 1983.-С. 511.
- Антология педагогической мысли. Под редак. К.К. Хашимова, С.Р.Раджабова. М.: Педагогика, 1986.-320 с. С.76
- Измайлов А. 3. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика,1991.-С. 159.
- Ra’no Munarova, ФАКТОРЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ , Журнал Педагогики и психологии в современном образовании: № 1 (2021): Zamonaviy ta’limda pedagogika va psixologiya fanlari.
- Ra’no Munarova, XУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СТИМУЛ И СРЕДСТВО САМОВОСПИТАНИЯ , Журнал Педагогики и психологии в современном образовании: № 1 (2020): Journal of Pedagogy and psychology in modern education.
[1] Антология педагогической мысли. Под редак. К.К. Хашимова, С.Р.Раджабова. М.: Педагогика, 1986.-320 с. С.76
[2] Алишер Навои.// Избранные сочинения в 26 т.- Т.: Гафур Гулям, 1983.-С. 511.
[3] Измайлов А. 3. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика,1991.-С. 159.
[4] Авлони А. Цветущий край – Туркистан. – Ташкент: Укитувчи, 1992.- 162с. С.82