Этот веб-сайт в настоящее время работает в тестовом режиме. Некоторые функции могут быть недоступны или работать некорректно.
Научные статьи
Научные статьи
|
12/03/2023
Распечатать
СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ

Хамзаев Акмал Амирович ДжГПУ,

 +998912073770   akmalx1970@gmail.com

АННОТАЦИЯ

 В данной статье рассматриваются основы современных диалоговых методов обучения таких категорий общения, как: ситуация, роль, положение, общность, тип и сфера общения, которые рассматриваются в современной науке как модели речевого общения.

Ключевые слова: коммуникативная ситуация,коммуникант,речевое побуждение,публичное общение, неофициальное общениекоммуникативная  направленность.

 

В основе современных методов обучения диалогу лежат такие категории общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации.

Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) си­туация. Коммуникативная ситуация, как метод обучения диалогу, состоит из четырех факторов [7]:

1) об­стоятельств действительности (обстановка), в которых осу­ществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);

2) отношений между коммуникантами (субъективно — лич­ность собеседника);

3) речевого побуждения;

4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.

Каждый из указанных факторов, рассматриваемого метода обучения диалогу, оказывает на речь собеседни­ков определенное влияние (выбор темы и направление ее развития, отбор языковых средств, эмоциональная окраска речи, ее развер­нутость и т.д.) [6].

Современная система обучения иностранному языку исходит из того, что для методики обучения иностранным языкам имеют значение не коммуникативные ситуации как таковые, ежесекундно случа­ющиеся в языковом коллективе и практически не поддающиеся учету, а лишь повторяющиеся, наиболее типичные, или стандарт­ные ситуации. Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается некоторое воображаемое построение или модель реального контакта, в котором реализуется речевое пове­дение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях [4].

По первому принципу можно выделить 3 вида общения: инди­видуальное, групповое и публичное, которые определяют специфику методологии обучения диалогу [5].

В индивидуальном общении участвуют два человека. Оно характеризуется непосредствен­ностью, доверительностью. Здесь партнеры по коммуникации рав­ноправны в доле своего участия в общем речевом «продукте». Каждый из них может поддержать предложенную тему или заме­нить ее другой. Если любой из партнеров индивидуального обще­ния прекращает разговор, коммуникативный акт заканчивается [1].

При групповом общении в едином акте коммуникации участ­вует несколько человек (беседа в компании друзей, учебное за­нятие, совещание). Коммуникативное положение члена группе группового общения существенно отличается от индивидуального. Он может, например, «проучаствовать» в длительной беседе или со­вещании, не проронив ни слова. В таком общении вставить слово, а тем более своим высказыванием заинтересовать слушающих иногда трудно и требует от говорящего дополнительных качеств.

Публичное общение протекает при сравнительно большом ко­личестве индивидов. По этой причине коммуникативные роли участников публичного общения обычно предопределены: незна­чительное число их выступает в качестве ораторов, остальные — в фиксированных ролях слушающих (ср. собрания, митинги, дис­путы и т. д.)

По характеру отношений между коммуникантами методы обучения диалогу различают общение официальное и неофициальное [3].

Официальное обще­ние возникает между лицами, отношения между которыми опре­деляются выполнением ими некоторых социальных функций (учи­тель ученик, пассажир — кассир, начальник — подчиненный). Сюда могут быть отнесены совещания, интервью, инструктаж, пе­реговоры. Неофициальное общение характеризуется непринужденностью, раскованностью, нередко фамильярностью как в поведении инди­видов, так и в тоне их речи, свободой в выборе языковых средств. При неофициальном общении содержание высказываний инди­видов, как правило, заранее не продумывается, им свойственен неподготовленный характер. В отличие от официального общения, в условиях которого используется официально-деловой стиль устной речи, при неофициальном общении широкое применение находит разговорный язык в различных его вариантах, включая профессиональный жаргон [3].

Современная методология обучения диалогу различает два рода неофициального обще­ния — деловой разговорисвободную беседу [2].

Деловой разговор можно рас­сматривать как необходимое звено во внеречевой деятельности, как средство решения вытекающих из невербальных действий проблем (например, обсуждение между членами семьи способа проведения летнего отдыха, выбор профессии для оканчиваю­щего школу сына, речевое сопровождение работы в саду и т. д.). [2]

Свободная беседа,  пред­ставляет собой самостоятельную деятельность общения, или такую деятельность, цель которой — установление контакта, взаимопо­нимания, воздействие на знания, умения, систему социальных ценностей (убеждений), эмоциональное состояние другого челове­ка. В такой сфере устной коммуникации, как социально-куль­турная, свободная беседа выступает в качестве основного, наибо­лее распространенного вида общения.Современная методология преподавания иностранных языков базируется на следующих принципах обучения устной речи [2]:

— принцип коммуникативной направленности;

— принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации;

— принцип коммуникативной деятельности;

— принцип интенсивной практики;

— принцип поэтапности речевых умений;

— принцип адекватности.

Систематизация речевого поведения важна для обучения англоязычному общению в следующих аспектах: отражение в нем всех психологических, лингвистических, деятельностных, объективных и субъективных факторов его существования в речи человека в целом; модель или образец речевого поведения типичного носителя английского языка, к которой следует стремиться обучаемым; особенности речевого поведения в результате проведённого обучения англоязычному общению; формирование способности самовыражения обучаемого на английском языке.

Библиография:

  1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 2004г., с. 334.
  2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.- М., Просвещение, 2002г., с. 278.
  3. Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения //Тезисы доклада на Всесоюзной научной конференции «Коммуни­кативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 2004г., с. 124.
  4. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в лингвистике.- М., 2005г., Вып. 16. с. 222.
  5. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // Иностр. языки в школе. – 2005. — №2, с. 11.
  6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М, РАО/МПСИ, 2001г., с. 396.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2004г., с. 456.

 

 


Поделиться:
898
Популярное в других рубриках

Среди одаренных студентов факультета естественных наук был проведен фотоконкурс «Экофотостенд»
На факультете естественных наук среди одаренных студентов был проведен фотоконкурс «Экофотостенд». Участники конкурса представили свои творческие фотоработы, посвященные окружающей среде, пейзажам природы и экологическим проблемам.
В университете состоялось внеочередное заседание совета
В Джизакском государственном педагогическом университете было проведено внеочередное заседание совета. Мероприятие традиционно началось с церемонии награждения, в ходе которой ректор университета Максуджан Юлдашев искренне поздравил...
Подписан меморандум с турецкими партнёрами.
В Джизакском государственном педагогическом университете состоялась важная встреча с представителями престижного турецкого Анатолийского университета. Гости открыли мероприятие видеопрезентацией, посвященной деятельности своего университета.

Последние новости