Хусанов Х. старший преподаватель кафедры ТиПНО ДжГПУ
Шарипова Ж. студентка ДжГПУ
Аннотация. Ушбу мақолада бошланғич синф ўқувчиларига математика дарсларида миқдорлар, уларнинг турлари, хоссалари ва уларнинг ўлчов бирликларини ўқитиш усуллари қаралади.
Аннотация. В статье рассматривается методика ознакомления учащихся начальных классов на уроках математики с величинами, ее видами, свойствами, способами познания и их единицей измерения.
Annotation. The article discusses the methodology for familiarizing primary school students in mathematics lessons with quantities, its types, properties, methods of cognition and their unit of measurement.
Калит сўзлар: микдор, ўлчов, ўкитиш, хосса, услуб, таҳлил, муносабат, босқичлар, юза, ҳажм, масса, вақт, ўлчов бирликлари .
Ключевые слова: Величина, измерение, обучение, свойства, метод, анализ, этапы, соотношения, плошадь, обьем, масса, время, единицы измерения.
Key words: Quantity, measurement, learning, properties, method, analysis, stages, ratios, area, volume, mass, time, units of measure
Величина является одним из самых основных понятий математики. В середине XIX века Джеймс Кларк Максвелл продвигал идею связанной системы, где небольшое количество единиц измерения определяются как основные, а все остальные называемые производными, определились при помощи основании. Максвелл предложил три основные единицы величин: единицы длины, массы и времени.
Величина является результатом измерения, величина играет важную роль в жизни, она определяется числом выраженным в определенных единицах. Единицы в которых измеряется величина, называют единицами измерения. Для обозначения величины пишут числа , а рядом название единицы, в которой она измерялась .
Например:5 кг, 10 км, 15 минут, 20 см. Существует системы мер величины: длина, ширина, высота, объем, вес, время, площадь и др.
- Граммами, килограммами измеряем вес.
- Миллиметрами, сантиметрами, метрами и километрами измеряем длину расстояния
- Часами, сутками, минутами – Время.
- Обьемом измеряется место в пространстве.
- Площадью измеряется место на плоскости.
Этапы ознакомления с величиной (по З.Е Лебедевой)
1-ый этап выделение определенного параметра величины (размер, длина, ширина, высота и т.д)
2-ой этап непосредственное сравнение предметов по выделенному признаку.
3-ий этап одновременное установление относительной величины.
4-ый этап Формирование умения строить ряд величин.
5-ый этап опосредованное сравнение величин с использованием меры.
Основные термины величин употребляемые в начальных классах.
Длина – это протяженность предмета в том направлении, в котором две крайние точки линии плоскости тела находятся на небольшом расстояние друг от друга.
Ширина так же определяется как протяженность предмета в поперечнике.
Высота – это длина перпендикуляра, опущенного из вершины тела на основание (протяженности предмета от земли в вверх).
Высотой обладают только обьёмные предметы. При определении величины предмета следует учитывать ее свойства. Основными свойствами величины является сравнимость, изменчивость, относительность, транзитивность.
- Сравнимость. Определение величины возможно только на основе сравнения. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию и к новым понятиям: больше, меньше, равно , которые определяют различные качества, в том числе длину , ширину, высоту , оббьем и многие другие. Однородные величины можно сравнить чтобы познакомить детей со словом”длинный “ или “короткий “ необходимо прежде всего раскрыть понятие “длинный” “короткий ” “длиннее ”короче ”. Только сравнивая предметы по длине, дети научатся различать протяженность предметов. Эти понятие могут быть осмыслены лишь на основе сравнения, сопоставления двух предметов.
- Изменчивость. Возьмем две ленточки желтую и синию. Одну разрезаем она стала короче; возьмем две простых карандаша одну поточили оно станет короче чем первоначальное состояние. Это свойства называется изменчивостью.
3.Относительность. Необходимо показать что признаки величины могут меняться при сравнении с другими предметами, обладающими теми же признаками.
4.Транзитивность. Можно установить транзитивность в данном множестве: ” Дерево выше дома, дом стоит возле дерево”(нет общего признака и нет третьего предмета).Дерево выше дома ,дом выше куста (есть общий признак ).Это называется транзитивностью.
Есть много рабочих методов которые помогают качественно усваивать материал. Из них самым распространенным методом является словесный метод в виде игры. ( Покажи какую либо предмет,найди ,назави ,дай ,скажи).Эти игры помогают четко и ясно качественно усваивать материал детям.
Единицы длины и соотношение между ними .
1 км 1 м 1дм 1см 1мм
1000 10 10 10
При переходе к меньшим меркам выполняется умножение а при переходе к большим меркам — деление. Сведение о мерах длины систематизирует, и учащиеся составляют вместе с учителем таблицу единиц длины.
Например: 1км=1000м, 1м=10дм, 1дм=10см, 1см=10мм, 100см=1000мм.
В начальном курсе математики кроме понятия длины изучается понятие площади и их единицы измерения.
Понятие о площади как о свойстве плоских предметов среди других их свойств основано на практическом методе. Уже дошкольники умеют сравнивать фигуры, резко отличающиеся друг от друга или совершенно. Однако при сравнении предметов различной формы дети испытывают определенные затруднения, т.к. их практический опыт сводится к сравнению линейных размеров. Опыт показывает, что материал темы “ Измерение площади ’’ учащиеся усваивает с трудом. Поэтому следует обратить особое внимание на раскрытие понятия площади и идеи ее измерения.
Подготовительным этапом к изучению понятия площади следует считать работу с геометрическим материалом в 1-2 классах. Раскрашивание фигур при работе в тетрадях на печатной основе, вырезание фигур из бумаги и составление фигур из простейших фигур на уроках труда, рисования, на уроках изобразительного искусства, способствует знакомству с некоторыми свойствами площади.
Дети убеждаются, что площадь фигуры не изменяется с изменением положения фигуры на плоскости, что часть фигуры меньше, всей фигуры, накапливаются представления о делении на равные и неравные части.
Практическое сравнение фигур наложением формирует понятия ‘больше — меньше. При этом следует обратить внимание детей, что сравнение фигур по длине, так как мы выясняем, какая фигура больше занимает места.
Учитель при изучении данной темы испытывает и словесную трудность, так как не может опираться на геометрическое понятие ”плоскость “.
Любая фигура или предмет занимает определенное место и эти места можно сравнить, а значит характеризовать величиной. Эта величина называется площадью [6].
Ученики под руководством учителя строят, вычисляют и записывают площадь фигур:
1а=10кв. м*10=100кв. м, затем так же строится гектар и записывается его площадь в таком виде:
1га= 100а =100кв.м.*100=10000кв .м
Список использованной литературы
- Жумаев М.Э. Математика ўқитиш методикаси. (ОЎЮ учун дарслик.) Тошкент. “Турон-Иқбол”, 2016 йил. 426 б.
- Жумаев М.Э. Таджиева З.Ғ. Бошланғич синфларда математика ўқитиш методикаси. (ОЎЮ учун дарслик.) Тошкент. “Фан ва технология”, 2005 йил.
- Жумаев М.Э. Бошланғич синфларда математика ўқитиш методикасидан практикум. (ОЎЮ учун ўқув қўлланма) Тошкент. “Ўқитувчи”, 2004 йил.
- Жумаев М.Э. Бошланғич синфларда математика ўқитиш методикасидан лаборатория машғулотлари. (ОЎЮ учун ўқув қўлланма) Тошкент. “Янги аср авлоди”, 2006 йил.
- Таджиева З.Ғ., Абдуллаева Б.С., Жумаев М.Э., Сиделникова Р.И., Садикова А.В. Методика преподавания математики.–Т.:Турон-Иқбол,2011. 336 с.
- З.Г.Таджиева, М.Э.Жумаев, Р.И.Сидельникова. Методика преподования математики в начальных классах Ташкент 2007.