Этот веб-сайт в настоящее время работает в тестовом режиме. Некоторые функции могут быть недоступны или работать некорректно.
Научные статьи
Научные статьи
|
19/04/2023
Распечатать
Методика обучения  алгебраического материала в начальных классах

Хусанов Х. старший преподаватель кафедры ТиПНО ДжГПУ

Махматкулова М. студентка факультета начального образования ДжГПУ

Annotatsiya: Ushbu maqolada boshlang`ich sinflaeda algebraik materialni o`qitish metodikasi masalalari ko`rib chiqildi.

 Аннотация: В этой статье рассматриваются вопросы методики обучения алгебраического материала в начальных классах.

Annotation: The article revials with the issues of methodology for teaching algebraic material in elementary grades.

Калит сузлар: тенглик,тенгсизлик, ифода, узгарувчи, тенглама.

Ключевые слова: равенство, неравенство, выражение, переменная величина, уравнение.

Key words: equality, inequality, expression, variable, equation.

Введение

«Математика у нас в крови. Но за последние 20 лет уровень знаний в этой науке снизился. Поскольку мы не уделяли учителям должного внимания, не дали им достойную зарплату, не поставили перед ними конкретную цель. Последствия этого сейчас ощущаются во многих сферах, — заявил президент. — Сегодня наша цель в развитии данной области — создать конкурентную среду по математике».

Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев

Алгебраический материал, является одним из составляющих начального курса математики, но не выделяется в качестве самостоятельного раздела. Впервые введен в науку в 1969-1970г.г. и школьный предмет стал называться «Математикой». Изучение элементов алгебры в начальном курсе математики имеет тесные связи с изучением вопросов арифметики, т.к. алгебраическая часть программы имеет особое значение в математическом развитии младшего школьника, а также для дальнейшего понятия курса математики в старших классах.

Анализ литературы

При написании данной статьи мы проанализировали и использовали  научно-исследовательские работы знаменитых математиков-методистов мира: М. И. Моро, Г.В. Бельтюкова, А. М. Пышкало, М. А. Бантова и Узбекистана: М. Э. Жумаева, З.Г. Таджиева и других, сделанные до сегодняшнего дня по вопросам методики преподавания математики в начальных классах. Мы рассмотрели и изучили такие научные работы, как « Методика преподавания математики в начальных классах», « Математика в 1-4 классах» , «История математики в школе» и изложили свои мнения на основе этого.

Методы исследования:

В начальных классах ученики знакомятся с основными алгебраическими понятиями как: «равенство», «неравенство», «выражение», «переменная величина», «уравнение». Ознакомление учащихся с данными алгебраическими понятиями создает условия для обобщения многих арифметических понятий.

Наряду с основными понятиями можно выделить следующие основные задачи при изучении начального курса математики:

  1. Сформировать у учащихся умение читать, записывать и сравнивать числовые выражения;
  2. Познакомить учащихся с правилами выполнения порядка действий и выработать умение вычислять значения;
  3. Сформировать у учащихся умение читать, записывать буквенные выражения;
  4. Познакомить учащихся с простейшими уравнениями;
  5. Научить решать простейшие задачи при помощи уравнений.

Понятия о равенствах, неравенствах и уравнениях раскрываются во взаимосвязи. Работа над ними ведется с I класса, органически сочетаясь с изучением арифметического материала.

Числовые равенства и неравенства учащиеся получают в результате сравнения заданных чисел или арифметических выражений. Поэтому знаками «>», «<», « = » соединяются не любые два числа, не любые два выражения, а лишь те, между которыми существуют указанные отношения. Два равных числа или два выражения, имеющие равные значения, соединенные знаком « = », образуют равенство. Если одно число больше (меньше) другого или одно выражение имеет значение больше (меньше), чем другое выражение, то, соединенные соответствующим знаком, они образуют неравенство.

В методике работы над числовыми выражениями выделяются три этапа: первый — формировать понятия о простейших выражениях(+,-,*,/); второй- о выражениях, содержащих два и более арифметических действий одной ступени; третий- о выражениях, содержащих два и более арифметических действий разных ступеней. С простейшими выражениями- «суммой и разностью»- ученики знакомятся в первом классе, с «произведением и частным»- во втором классе.

Выполняя операции над множествами, дети, прежде всего, усваивают конкретный смысл сложения и вычитания, поэтому в записях вида 3+2, 7-1 знаки действий осознаются ими как краткое обозначение слов «прибавить», «вычесть» (к 3 прибавить 2).

В дальнейшем понятия о действиях углубляются: учащиеся узнают, что, прибавляя (вычитая) несколько единиц, мы увеличиваем (уменьшаем) число на столько же единиц (чтение: 3 увеличить на 2), затем дети узнают название знаков действий «плюс» (чтение: 3 плюс 2), «минус».

 

Умение читать и записывать выражения, находить их значения с помощью соответствующего арифметического действия вырабатывается с помощью многократных упражнений.

Умение составлять и находить значение выражения используется детьми при решении арифметических задач, вместе с тем здесь происходит дальнейшее овладение понятием «выражение», усваивается конкретный смысл выражений в записях решения задач.

Правила порядка выполнения действий в сложных выражениях изучаются в 3 классе, но практически некоторые из них дети используют в первом и втором классах.

Первым рассматривается правило о порядке выполнения действий в выражениях без скобок, когда над числами производят либо только сложение и вычитание, либо умножение и деление (3 кл).

На основе вычислений и анализа специально подобранных выражений учащихся IV класса подводят к выводу о том, что если в выражениях со скобками скобки не влияют на порядок действий, то их можно не ставить. В дальнейшем, используя изученные свойства действий и правила порядка действий, учащиеся уп­ражняются в преобразовании выражений со скобками в тож­дественные им выражения без скобок. Например, предлагается записать данные выражения без скобок так, чтобы их значения не изменились:

(45 + 30)-20 (10 + 4) •2

Так, первое из заданных выражений дети заменяют выражениями: 45 + 30-20, 45-20+30, поясняя порядок выполне­ния действий в них. Таким образом, учащиеся убеждаются, что значение выражения не меняется при изменении порядка дей­ствий только в том случае, если при этом применяются свой­ства действий.

 

Изучение буквенных выражений.

Впервые с переменной учащиеся знакомятся в 3 кл. при изучении темы «Выражение и его значение». В процессе обучения дети должны учаться читать и записывать выражения с одной и двумя переменными вида: а+2, а+в, с-13, с-d, 3•в, 16:с, и так далее, научиться находить значения этих выражений при заданных значениях букв.

В 3 кл. дети знакомятся с выражениями, содержащими переменную, а затем две переменных. Термин «переменная» не вводится.

Буквенная симво­лика будет являться средством обобщения только тогда, когда уч-ся много раз наблюдали на числовых примерах опреде­ленные связи, зависимости, отношения, свойства и т.п., форму­лировали соответствующие выводы, правила или свойства и пользовались ими при выполнении различных упражнений.

Таким образом, использование буквенной символики способ­ствует повышению уровня обобщения знаний, приобретаемых учащимися начальных классов, и готовит их к изучению систе­матического курса алгебры в следующих классах

Понятие уравнения занимает особое место в ряду алгебраических понятий, изучаемых в начальных классах. Оно тесно связано с понятием выражения, переменной, равенства.

Равенство с неизвестным числом называют уравнением.

Например: 34 + х. = 45.

Решить уравнение – значит найти такое значение неизвестного числа, при котором равенство будет верным. Это число называется корнем уравнения.

Непосредственно решение уравнений осуществляется:

  1. Способом подбора.
  2. Способом использования взаимосвязи компонентов действия.

Способ подбора. Из заданных значений или из произвольного множества чисел подбирается подходящее значение неизвестного числа. При этом выбранное число должно при подстановке в выражение превращать его в верное равенство. Например: из чисел 3, 5, 6, 7, 10 подбери такое значение х., при котором равенство х. + 3 = 10 будет верным.

При решении методом подбора у учащихся формируется осознанное представление о том, что значит решить уравнение (найти такое число, при подстановке которого в данное уравнение получается верное равенство).

Способ использования взаимосвязи компонентов действий. Используется правила взаимосвязи компонентов действий при решении уравнения:

1) 5+ Х. = 12

Имеем неизвестным второе слагаемое. Вспоминаем правило, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы (значения суммы) вычесть известное слагаемое.

Значит, Х. = 12 – 5

Х. = 7.

Заключение

Таким образом, введение алгебраического материала в начальный курс математики позволяет подготовить учащихся к изучению основных понятий современной математики( переменная, уравнение, равенство, неравенство т.д.)  способствуют обобщению арифметических знаний, формированию у учащихся функционального мышления. Изучение алгебраического материала ведется в тесной связи  с арифметическим материалом. Введение элементов алгебры имеет большое значение для совершенствования системы математического образования на 1-ой ступени общего среднего образования, расширение понятий математических средств, используемых младшими школьниками при решении задач.

 

Список использованных литератур:

  1. Методика преподавания математики: учеб. Пособие для учреждений высш. проф. образования/ С. Е. Царева.- М.: Издательский центр «Академия» 2014
  2. Методика изучения алгебраического материала в начальных классах школы

https://multiurok.ru/files/metodika-izucheniia-algebraicheskogo-materiala-v-n.html.

  1. Чекин А.Л. Обучение математике в начальной школе: знать или понимать? / Начальная школа 2014 -№9- С.38-40
  2. З. Г. Таджиева, М. Э. Жумаев, Р. И. Сидельникова,- Методика преподавания математики в начальных классах/ Ташкент-2011.
  3. Президент — о создании новой системы преподавания математики – Новости Узбекистана – Газета.uz (gazeta.uz)
  4. М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, — Методика преподавания математики в начальных классах. 1984.

 

 

 


Поделиться:
1 224
Популярное в других рубриках

Среди одаренных студентов факультета естественных наук был проведен фотоконкурс «Экофотостенд»
На факультете естественных наук среди одаренных студентов был проведен фотоконкурс «Экофотостенд». Участники конкурса представили свои творческие фотоработы, посвященные окружающей среде, пейзажам природы и экологическим проблемам.
В университете состоялось внеочередное заседание совета
В Джизакском государственном педагогическом университете было проведено внеочередное заседание совета. Мероприятие традиционно началось с церемонии награждения, в ходе которой ректор университета Максуджан Юлдашев искренне поздравил...
Подписан меморандум с турецкими партнёрами.
В Джизакском государственном педагогическом университете состоялась важная встреча с представителями престижного турецкого Анатолийского университета. Гости открыли мероприятие видеопрезентацией, посвященной деятельности своего университета.

Последние новости