Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Анвар Алмасович Ахаткулов, Преподаватель, Джизакский государственный педагогический университет, Джизак, Узбекистан Аннотация. В данной статье рассматривается процесс формирования исследовательских компетенций у будущих учителей информатики и студентов, участвующих в моделировании образовательного процесса. Ключевые слова: информатика, моделирование, исследовательская компетентность. На сегодняшний день создано множество программных средств обучения, предназначенных для использования в образовательном процессе, таких как электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные журналы, электронные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные библиотеки, электронные каталоги, электронный учебно-методический комплекс и другие программные средства. можно принести. В образовательной системе программные средства делятся на два типа: — программные средства, связанные с организацией и управлением образованием; — программными средствами считаются только те, которые связаны с процессом обучения. Учебно-программное обеспечение — учебно-методическое и дидактическое обеспечение, которое размещается на магнитооптических носителях или компьютерных сетях (локальных, региональных, глобальных) и содержит электронную форму учебной информации, выполненную на высоком научно-методическом и техническом уровне, и которое выполняет задача обеспечения учебного процесса, сведения о методике преподавания и обучения, представленная в электронном виде [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13]. Формирование исследовательской компетентности будущих учителей информатики – сложный процесс. Для ее решения важное место занимает разработка модели образовательного процесса. В педагогической и научной литературе существуют разные взгляды и подходы к понятию «Модель будущего специалиста». Многие авторы признают необходимость понимания качеств, отражающих основные характеристики изучаемого объекта, как обобщенный образ специалиста в той или иной области, когда его называют образцом будущего специалиста [14]. Н.Ф.Талызиной разработан общий методический подход к моделированию процесса подготовки специалиста к профессиональной деятельности. Подчеркивая необходимость отражения в модели ожидаемого результата и неотъемлемого единства способов его достижения, автор констатирует следующее: «Проблема экспертной модели важна при определении содержания как образовательных программ, так и учебных планов» [17]. Ученый-педагог Н.А. Муслимов отмечает, что экспертная модель состоит из следующих трех структурных оснований: виды деятельности, возникшие исходя из особенностей нового социального этапа, виды деятельности, для которых четко указаны профессиональные требования, виды деятельности, организуемые в соответствии с сущностью общественно-политического устройства государства и его духовно-нравственного строя. Н.А.Муслимов определяет понятие экспертной модели следующим образом: экспертная модель – это модель, обеспечивающая успешное разрешение проблемных ситуаций, возникающих в сфере производства, описывающая определенные качества, отражающая самостоятельное обучение и саморазвитие профессионала [16]. На основе научных исследований определяются знания и умения по общепрофессиональным и специальным предметам, которые должны быть освоены обучающимися при аудиторном обучении и самостоятельном обучении, методика их формирования и использования программных средств обучения, логическая структура, и в процессе творческой подготовки будущих учителей информатики к профессиональной деятельности по общепрофессиональным и специальным предметам. желательно совершенствовать структуру-модель подготовки специалистов в условиях использования программных средств обучения. Обучение информатике включает в себя следующие навыки: — разработка программного учебно-методического обеспечения учебных занятий по общепрофессиональным и специальным предметам; — развитие у студентов навыков самостоятельной и творческой работы по программированию объектов технологических процессов практического обучения; — идейное, научное, наглядное, системное, последовательное изложение учебной информации учебных материалов; — целенаправленное, последовательное использование методов, форм, средств и технологий, развивающих исследовательские качества студентов; — творческое использование возможностей информационных технологий в организации педагогической деятельности; — разработка методов и механизмов контроля и оценки качества производственных процессов, связанных с созданием и использованием современных систем информационных технологий. Согласно дидактической характеристике профессиональных компетенций учителей информатики ее следует изучать, разделив их на методически-организационные, технологически-процессные и творчески-исследовательские виды. Методологические и организационные исследования: — учебно-методические документы, необходимые для обучения будущих учителей информатики; — разработка технических средств обучения и их использование; регулярное самосовершенствование в системе методов, средств и форм обучения науке и педагогической деятельности в результате самостоятельного обучения и творческого поиска; — использование современных информационных и коммуникационных технологий и т.д. включает навыки. К компетенциям технологического процесса относится «исследовательско-технологическая деятельность»: не решение программно-технологических, творческих задач, а реализация их через опыт, то есть через технологию подготовки программ и приложений и их реализации. Важным аспектом такого подхода является то, что студент работает практически в реальных производственных условиях. Креативно-исследовательские компетенции — один из способов развития творческого мышления будущих учителей информатики -организация уроков на основе программного проектирования и моделирования. Проектирование и моделирование программ в аудиториях или компьютерных классах можно в определенной мере сравнить с деятельностью квалифицированных учителей-программистов. Потому что в производственных условиях процесс проектирования и моделирования различных программ на современных компьютерах состоит из следующих этапов: рождение творческой идеи, постановка подходящих требований к задуманной программе, изготовление проекта в состоянии эскиза и его обсуждение, постановка технологического процесса, подготовка конструкторских деталей по намеченной программе и включает их сборку, подготовку из деталей конструкции, проверку программы и корректировку ее недостатков. Студентам-информатикам, самостоятельно изучающим «Методику преподавания информатики» на основе концепции Смешанного обучения, а также студентам для дальнейшего закрепления полученного в аудитории образования, облегчения работы над собой, выставления собственного рейтинга, 80-90% в любое время с помощью личных мобильных телефонов или карманных компьютеров позволяет добиться результата [15]. Программа отличается от других мобильных приложений простотой чтения, понятностью, интеграцией всей необходимой информации, раздельной подготовкой обучающих и контрольных тестов по каждой теме, разработана для всех андроид устройств.. REFERENCES:
  1. Ilhamova, I. N., Rasuleva, N. Z., & Ruslanovna, Z. Content and technology of
teacher training in pedagogy and psychology, PalArch, 17(6).
  1. Inogamova, D., & Rustamova, N. (2020). Using of interactive teaching methods
in the process of self-education of future teachers. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(9), 447-454.
  1. Melievna, M. D., Rustamovna, R. N., Alimdjanovna, A. N., & Rejepbaevna, R.
  2. (2019). Formation of Creative Competence of Future Teachers in The Process of Teaching Mathematicsbased on Special Tasks. International Journal of Engineering and Advanced Technology, 9(2), 487-493.
  3. Rustamova, N. (2021). Stages of development of media mentality. In International Conference on Agriculture Sciences, Environment, Urban and Rural Development. (pp. 38-40).
  4. Rustamova, N. (2021, March). Clarify of basic concepts of vitagenic education. In E-Conference Globe (pp. 177-180).
  5. Rustamova, N. R. (2020). Development of technology based on vitagenic experience using media resources in higher educational institutions students teaching. International Journal of Scientific and Technology Research, 9(4), 2258-2262.
  6. Rustamova, N. R. (2020). Training of students of cognitive processes based on vitagen educational situations. International Journal of Advanced Science and Technology, 29(8), 869-872.
  7. Rustamova, N. R. (2021). Applying Vitagenic Information in Education. Academic research in educational sciences, 2(CSPI conference 3), 438-440.
  8. Rustamova, N. R. (2022). Development of Socio-Cultural Competence. Indonesian Journal of Innovation Studies, 18.
  9. Rustamova, N. R. (2022, August). VITAGENIC EDUCATION IN A MEDICAL UNIVERSITY: Nodira Rustamovna Rustamova, Senior Lecturer, Department of Uzbek Language and Pedagogy, Faculty of International Education, Tashkent State Dental Institute, email: rustamovanodira19@ gmail. com. In Научнопрактическая конференция.
  10. Rustamova, N., & Ismatova, S. (2021). Research Methods of Psychology in Medicine. Online-Conferences Platform, 90–93.
  11. Ruzieva, D. I., Rustamova, N. R., Sunnatovich, D., & Tursunov, A. J. K. (2020). The Technology of Developing Media Culture in Higher Educational Students. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(09).
  12. Рустамова, Н. (2022). Медиатаъсир контекстида талабаларда медиаменталитетнинг шаклланиш босқичлари, Образование и инновационные исследования международный научнометодический журнал, (1), 130-136.
  13. Муслимов Н.А. Электрон дарслик яратиш методик тамойиллари ва технологиялари. / Infocom.uz, 2004. – 62-66 б.
  14. Муслимов Н.А., Усмонбоева М.Ҳ., Сайфуров Д.М., Тўраев А.Б. / Педагогик компетентлик ва креативлик асослари – Тошкент, 2015. – 120 бет.
  15. Муслимов Н.А. Касб таълими ўқитувчиларини касбий шакллантиришнинг назарий — методик асослари.: Пед. фан. докт. … дисс. автореф. — Т.: 2007. – 45 б.
  16. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации
чебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологии-ческие проблемы компьютерного обучения // Сб.научн.тр. – М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1995. – С. 15-26