Ш.Р.Абдулахадова
ст. преподаватель кафедры русской литературы
и методики её преподавания ДжГПУ.
Мэлсова Л.В. студентка 4 курса ДжГПУ.
Аннотация: В данной статье рассматриваются понимание художественного текста движется от словесного к предметному, сочетание которых дает логическое понимание; от него движение направляется к пониманию мотивов, целей, подтекста. В таком примерно направлении происходит процесс восприятия фактического и эмоционально-художественного содержания произведения.
Annotation: Resume: This article discusses the understanding of a literary text moving from the verbal to the subject, the combination of which gives a logical understanding; from it the movement is directed to the understanding of motives, goals, subtext. In this approximate direction, the process of perception of the actual and emotional-artistic content of the work takes place.
Ключевые слова и фразы: эмоционально-художественное, сложный, противоречивый процесс, уяснение, восприятие, воображения, правильное сочетание, личность.Key words: emotional-artistic, complex, contradictory process, clarification, perception, imagination, correct combination, personality.
В содержании художественного произведения есть два уровня: один из них — это фактическое (логическое) содержание, другой — эмоционально-художественное. Вот почему восприятие и понимание произведения представляют собой сложный, а нередко и противоречивый процесс, в ходе которого у многих учащихся достигается лишь первый уровень усвоения содержания произведения.
Понимание художественного текста движется от словесного к предметному, сочетание которых дает логическое понимание; от него движение направляется к пониманию мотивов, целей, подтекста.
В таком примерно направлении происходит процесс восприятия фактического и эмоционально-художественного содержания произведения.
Понимание первого уровня произведения (его фактического содержания) происходит главным образом через объяснение (уяснение) словесно-понятийного его материала. Здесь совершается логическая деятельность, требующая пространных комментариев, прежде всего по разъяснению значения слов, смысла понятий, реалий действительности.
Однако при изучении художественной литературы необходимо поднимать ученика и на второй уровень восприятия (понимания) произведения, на уровень понимания его эмоционально-художественного содержания. Здесь преподаватель старается использовать такие приемы работы с художественным текстом, которые углубляют его эмоциональное восприятие, обогащают такое восприятие при проникновении ученика в художественную ткань произведения.
Процесс понимания не только сложен, но и противоречив. Здесь возможно противоречие между восприятием фактического (логического) и эмоционально-художественного содержания произведения. Первая ступень восприятия, как мы знаем, приводит к пониманию логического (фактического) содержания произведения. Остановиться лишь здесь — значит вступить в противоречивое отношение к последующей работе над художественным текстом, более того — затормозить ее. Достижение логического понимания не обращено к эмоциональной деятельности учащихся, не опирается на пробуждение и развитие у них воссоздающего воображения, того, что мы называем культурой чтения произведений искусства слова. Однако миновать первую ступень восприятия никак нельзя, она лежит в основе достижения главной цели изучения художественной литературы — ее эмоционально-художественного восприятия.
Здесь-то и возникают трудности: «Это две трудности: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение и, второе, чтобы дети его почувствовали, — на практике часто противоречат одно другому. Длительные подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно».
Противоречие двух целей понимания (двух ступеней) принимает в школьной практике и другой вид — противоречия между задачами анализа художественного произведения. Нередко анализ сводится только к расширению знаний учащихся (характера персонажа, идейного смысла произведения, его историко-литературного значения и др.). Иными словами, анализ представляет только абстрактно-логическую деятельность и никак не затрагивает эмоциональную сторону личности ученика. А между тем подлинный анализ произведения, вызывая интеллектуальную деятельность учащихся, должен одновременно углублять их эмоциональное восприятие художественного текста, обогащать их эмоциональный мир.
Выход здесь один — правильное сочетание в учебном процессе деятельности по раскрытию словесно-понятийного (логического) и эмоционально-художественного содержания произведения, постоянное внимание к обогащению знаний учащихся и эмоционального богатства их личности.
ЛИТЕРАТУРА
- Гербова В. Коммуникативное общение педагога. — М.:
Просвещение, 2009. –С.330.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2004. –
С.528.
- 3. Методика преподавания литературы как наука Шейхмамбетов С.Р., Каримова З.О. 2022г.- С.20.
- Методы и приемы обучения Шейхмамбетов С.Р., Аширматов А.Х. 2022г. –С.316.
- Современная методика оценки результатов обучения. Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» №11 2015г г.Казань. С.1516
- Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» Шейхмамбетов С.Р., Ф. У. Зоирова, Э. Р. Хасанов,2015г. Стр: 811.
- Levels of understanding a artwork and their possible contradictory collision Шейхмамбетов С.Р., Каримова З.О. 2022г.- С.3.
- International Scientific Journal Theoretical & Applied Science. Каримов Н.М. Каримова З.О. 2019г.- С.326.