- Романова Н.И. Маленький и взрослый Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Русская речь. — М.: Наука, 2008. — № 1. — С. 19-22.
- Романова Н.И. Две повести о детстве: Николай М. (II. Кулиш) и Л.Н. Толстой Н Филологическая наука в XXI веке: Взгляд молодых. Материалы VI всероссийской конференции молодых ученых. — Москва — Ярославль, 2009. — С. 170-179.
- Романова Н.И. Художественные особенности повестей о детстве // JI.H. Толстой — писатель, мыслитель, философ (к 180-летию со дня рождения). Материалы Международной научно-практической конференции. — Белгород, 2009. -С. 126-133.
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» в творческом наследии писателя.
Магистрантка второго курса факультета русского языка и литературы : Даминова Бахора
Научный руководитель доц. кафедры русской литературы и методики ее преподавания Ходжиметова Д. Д.
Аннотация: Данная статья посвящена одной из важнейших особенностей творчества Льва Николаевича Толстого – проникновение в души своих героев, сопереживание с ними на протяжении всего их развития в произведении.
Ключевые слова: Творчество, диалектика души, образ, тематика детства, цикл произведений, новаторство.
Annotatsion: This article is devoted to one of the most important features of Leo Tolstoy’s creativity – penetration into the souls of his heroes, empathy with them throughout their development in the work.
Keywords: Creativity, dialectic of the soul, image, themes of childhood, cycle of works, innovation
Аnnotatsiya: ushbu maqola Lev Nikolaevich Tolstoy ijodining eng muhim xususiyatlaridan biri – qahramonlarining qalbiga kirib borishi, asardagi butun rivojlanishi davomida ular bilan hamdard bo’lishiga bag’ishlangan.
Kalit so’zlar: ijodkorlik, ruhning dialektikasi, tasvir, bolalik mavzusi, asarlar tsikli, yangilik.
Наследие великого русского писателя второй половины XIX века JIьва Николаевича Толстого – это одна из ярчайших страниц в истории не только русской, но и всей мировой культуры. Каждое произведение выдающего писателя вызывало настоящий восторг читателей, критиков, современников внимательно следивших за творчеством писателя. Каждое произведение, вышедшее из под пера писателя, и в наше время остаются актуальными и интересными для уже нового поколения его читателей.
Интересная картина сложилась в период вступления писателя в литературу: первое же художественное произведение принесло ему не только необычайно широкую известность среди читающей публики, но и совершенное признание известных писателей того времени.
Автобиографическая трилогия писателя «Детство. Отрочество. Юность» посвящена извечной теме взросления человека. Главный герой трилогии, воспроизведенный писателем, Николенька Иртеньев – это отнюдь не образец совершенства. Он так же как все ошибается, запутывается в своих отношениях с близкими, друзьями и родными, очень часто делает неверный выбор. Но именно поэтому его история становления и взросления – это история искренней детской дружбы и любви, первого большого горя и первых неудач вступления во взрослую жизнь — интересна и нашим современникам, узнающим очень часто в этом мальчике из далекого XIX века себя.
Автобиографическая линия повествования, избранная автором, тонко и уместно соединяется здесь с постановкой глубоких нравственных проблем. Эпизоды из жизни главного героя: детские шаловливые игры, первая охота и первая робкая влюбленность, непростые и по-детски наивные отношения с друзьями, серьезные переживания, какие-то сомнения и откровенная борьба со своим внутренним «я» — постепенно складываются в историю не только взросления, но и формирования и становления личности.
Главной целью самого писателя в каждой части этой автобиографической трилогии было глубокое исследование внутреннего мира человека, поиски смысла существования, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия. Современник Льва Толстого литературный критик Н.Г. Чернышевский в своей работе «Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого» назвал это умение писателя проникнуть в самую суть психологии «диалектикой души».
Очень часто трилогия «Детство. Отрочество. Юность» литературные критики и просто читатели называют автобиографией самого Льва Николаевича Толстого. Действительно, многие события из жизни автора, его родных и близких нашли отражение в содержании произведения. Однако замысел писателя состоял вовсе не в том, чтобы с исторической точностью рассказать о своем детстве и отроческих годах, а в том, чтобы через призму жизни главного героя воплотить черты «эпох жизни» всех людей в общем и каждого человека в частности. Это подтверждают и слова самого писателя: когда в журнале «Современнике» напечатали первую часть трилогии под названием «История моего детства», Толстой написал, что заглавие это «противоречит с мыслью сочинения»: «Кому какое дело до истории моего детства…»
Николенька Иртеньев, главный герой трилогии — это человек из любого времени. Конечно, исторические особенности того времени, в которое он жил, накладывают на его душу и характер определенный отпечаток. Но в целом, на мой взгляд, Толстой показывает взросление, становление человеческой личности. Поэтому такой герой, как Николенька, мог бы жить и в античной Греции, и в Средние века, и в далеком будущем. Вот почему трилогия «Детство. Отрочество. Юность» актуальна и в наши времена.
Человек рождается, растет, взрослеет, становится личностью. И в целом этот процесс ничем не отличается от того, который описал в своей трилогии писатель. Абсолютно так, как и прежде, в детстве для всех нас самые близкие и любимые люди — это родные. В отрочестве или в подростковый период любовь и доверие к близким начинают вытесняться такими качествами, как самонадеянность, тщеславие, жажда самостоятельности; а в юности начинается настоящее развитие личности, так, как это описано у писателя. В произведении с необыкновенной искренностью, глубиной, трепетом и нежностью передает нравственные искания, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные переживания главного героя.
Использованная литература