Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

Изучение  художественного произведения на практическом занятии 

 доц.  Ходжиметова  Д. Д.   (Дж ГПУим. А. Кадыри)   Аннотация .  Одной из разновидностей  инновационного обучения является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания. Ключевые слова: инновация, презентация, модифицироованный, познание, продвинутая, формы, образ. Аннотация.Метофоризация инновацион укитишни бир тури деб хисобланади. У  миянинг чукур уйлаш, кобилиятини ривожлантиради ва билиш хусусиятини  фаоллаштиради. Калит сузлар: англаш, шакл, билимлар, тажриба, ташкиллаштириш,ананавий. шакил.   Передовые педагогические технологии коренным образом меняют роль преподавателя и студента. Из пассивного объекта, получающего знания, исходящие из опыта преподавателя, студент превращается в активного участника поиска этих знаний. Инновационные методы характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учащихся, изменяющим как способы презентации и усвоения знаний, так и тип овладения ими. Цель таких методик – активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Студент, при инновационном обучении обязательно включается в коллективную форму работы, принимает активное участие в обмене мнений. В этом плане представляет интерес «продвинутая лекция», которая является «углубленным модифицированным вариантом» традиционной лекции. В данном подходе учитываются различные смены форм и видов деятельности. В начале работы разбиваем материал на 3 части:
  1. Что изучаем
  2. Что нужно знать
  3. Виды работы
Это можно представить в виде следующей схемы: Что изучаем
  1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  2. Своеобразие композиции и сюжета романа.
  3. Система образов романа.
  4. Философско – эпическое обоснование «теории» Раскольникова.
  5. Тема наказания в интерпретации Ф. М. Достоевского
Что нужно знать
  1. Время создания романа. Начало и конец работы над произведением. Творческий замысел. Основные этапы эволюции замысла в связи с изменениями взгляда самого писателя. Смысл названия романа.
  2. Преступление как сюжетная основа романа.
  3. Социально – психологический аспект раскрытия темы преступления и наказания.
  4. Психологическое мастерство писателя в изображении душевной борьбы героев.
  5. Полифоническое и монологическое начала в структуре романа.
  Для выполнения этих заданий предлагается применить следующие виды работы: тесты, категориальный обзор – сочинение «Нравственная трагедия Раскольникова», кластер, диаграмма Венна и закончить работу аргументированным эссе. Именно в конце изучения этой темы рекомендуется написание эссе, т.к. в письменной аргументации студенты стремятся выразить свою точку зрения. В конце этого вида работы необходима оценка. Система оценивания так же претерпевает существенные изменения: Во-первых,  если раньше оценивался конечный результат, то сейчас оценивается движение к результату. Во-вторых, оценка осуществляется широта и глубина знаний, а не фрагментальное  знание. В-третьих, всячески поощряется самооценка и взаимооценка студентов, а не как прежде, когда оценка преимущественно осуществлялась преподавателем. Мы хотим подчеркнуть целесообразность использования видов графических организаторов, таких как кластер, диаграмма Венна и др. и неслучайно в процессе работы над произведением мы предлагаем студентам их использовать. Что это даст? Для примера возьмем разбивку темы на кластеры. Это педагогическая стратегия, которая помогает студентам свободно размышлять по поводу заданной темы. Разбивка на кластеры очень просто и легко запоминается. Так, например, при изучении образа Раскольникова на доске, в центре, пишем ключевое слово, т.е., имя героя, и начинаем записывать предложения или слова, предложенные студентами, связанные с данным образом. По мере того, как все идеи записываются, нужно устанавливать те связи между идеями, которые кажутся подходящими, и чем больше идей и связей между ними, тем полнее вырисовывается образ. Сначала называются качества, свойственные или наиболее характерные для Раскольникова. Например: происхождение, воспитание его философских взглядов, представление о смысле жизни, о любви. Личностные качества, понятие о роке, судьбе и т.д. — всё это проделывается из образа Лазаря. Затем студент начинает поиск черт, которые их объединяет. Это вид работы даёт возможность студентам выполнят текст развивая умения сопоставлять, сравнивать, делать выборы, т.е. размышляя. Что касается тестирования, то количество тестов не должно провешат 20 т.к. мы ограничении рамками аудиторного времени (занятие, рассчитаны 4 часа). Категориальный обзор. Эта стратегия позволяет студентам организовать идеи. Который возникали во время обсуждение темы, и создает основу для глубокого понимания ее. Создание категориальных обзоров нужно признавать как процесс  работы, а не как результата его. Использование двучастного дневника дает возможность вникнуть в философию Достоевского истории т.к. они (студенты) не толка использует цитаты их текста, но и дают им свое комментарий. Применение всех этих методов и приёмов направлении на активизацией каждого студента в отдельности. Изучении романа заканчивается письменной работой. Каждое занятие должно развивать мыслительную деятельность студента, научить определяет проблемы, т.к. истинное творчества свезена с истинным мышлением. Применение педагогических технологий на занятиях по литературе показало, что эти занятия намного эффективны чем традиционные.     Использованная литература  
  1. Г. Н. Поспелов творчество Ф. М. Достоевского Москва 1991 год
  2. Селезнёв В. И. в мире Достоевского Москва 1996 год
  3. С. Офицеров Совет и учитель ж. Перемена 2001 №6