С.Р.Шейхмамбетов., З.О.Каримова
преподаватели кафедры русской литературы
и методики её преподавания ДжГПИ им. А.Кадыри.
Аннотация: В данной статье рассматриваются две стороны учебного процесса: деятельность ученика по приобретению знаний и умений деятельность учителя по управлению деятельностью учащихся. Таким образом, можно сказать, что методика преподавания есть наука обучения и учения.
Annotation: This article discusses two aspects of the educational process: the activity of the student in acquiring knowledge and skills; the activity of the teacher in managing the activities of students. Thus, we can say that teaching methodology is the science of learning and teaching.
Ключевые слова и фразы: методика преподавания, обучения и учения, знаний, умений и навыков, единственное условие.
Key words: methods of teaching, learning and learning, knowledge, skills and abilities, the only condition.
Методика преподавания того или иного предмета есть наука о процессе учения как управляемом процессе приобретения знаний, умений и навыков». Такое определение подчеркивает две стороны учебного процесса: деятельность ученика по приобретению знаний и умений (процесс учения); деятельность учителя по управлению деятельностью учащихся (процесс обучения).
Таким образом, можно сказать, что методика преподавания есть наука обучения и учения. Таково современное определение содержания методики преподавания. С ним несколько расходится традиционная точка зрения, по которой методика есть наука о процессе обучения, то есть о деятельности учителя по формированию им у учащихся знаний, умений и навыков.
Среди, правда, небольшой части преподавателей (особенно вузовских) существует и другой взгляд на методику преподавания. Эта часть преподавателей утверждает, что хорошее знание науки, основы которой изучаются в школе, есть единственное условие успешного обучения учащихся. Другие полагают, что методика преподавания не наука, а искусство, дар, которым обладают немногие.
Защитники таких взглядов отрицают возможность и нужность методики преподавания как науки. Сведение преподавания к передаче основ той или иной науки означает, что в учебном процессе есть только один активный его участник — учитель. Ошибочность такой позиции утверждает сама школьная практика. Признание же, что методика преподавания — природный дар, исключает возможность овладения педагогическим мастерством широкими учительскими массами.
Нужно сказать, что сейчас довольно редко отрицается важность методики преподавания как особой науки. Более того, ныне стало очевидным, что именно этой науке в первую очередь обязаны переход средней школы на новое содержание образования и грандиозные успехи интенсификации начального обучения в советской школе.
Однако в отношении возможности и необходимости существования и развития методики преподавания русской литературы в национальной школе как науки все еще имеют место скептические и недоверчивые суждения. Правда, признается, что некоторые проблемы методики преподавания русской литературы имеют свое специфическое решение в национальной школе, но они связаны главным образом с одним вопросом — нахождением путей обогащения учащихся второязычным словарным запасом. Решение этой задачи, мол, и приведет к успешному изучению русской литературы.
Сам же процесс её изучения, методика её преподавания определены методикой преподавания русской литературы в русской школе, так как содержание и цели изучения русской литературы.
У методики преподавания русской литературы в национальной школе есть свои проблемы, решить которые должна и может только она, а не другие науки.
Является ли наукой методика преподавания русской литературы в национальной школе? Известно, что должны быть три условия существования любой науки:
- Свой предмет исследования.
- Общественная необходимость этого исследования.
- Разработанные данной наукой методы исследования.
У методики преподавания русской литературы в национальной школе свой предмет исследования — русская реалистическая литература как второязычная в ее восприятии носителями инонациональных нравственно-художественных и языковых традиций.
Общественная необходимость методики преподавания как науки, определяется задачей дальнейшего расцвета и сближения духовной культуры двух народов. Задачей воспитания и эстетического обогащения личности ученика национальной школы, расширения его языковых возможностей, необходимых для овладения высотами знаний.
Говоря об общественной важности можно заключить, что в системе человеческих знаний должна и может иметь место особая наука — методика преподавания русской литературы в национальной школе. Что же составит содержание этой науки? На какие вопросы она должна ответить?
Прежде всего, на вопрос «Что преподавать?», т. е. определить и раскрыть основы науки, которая представлена данным учебным предметом, определить содержание образования, содержание знаний, без которых невозможно приобретение умений и навыков.
Не так просто решить эту проблему, если учесть, что в среднем звене национальной школы русская литература как учебный предмет довольно заметно отличается от характера этого предмета в старших классах, где он выступает как феномен словесного искусства. А это значит, что содержание образования в национальной школе при изучении русской литературы не однозначно на разных концентрах обучения и не может быть сведено только к литературному образованию, усвоению основ литературной науки.
Методика литературы как педагогическая наука исследует деятельность участников учебного процесса изучения русской литературы, деятельность учителя и учащегося. Это значит, что методика должна ответить на вопросы «Как учить?» и «Кого учить?». Таким образом, в содержание (предмет) методики входит исследование процессов обучения (деятельность учителя) и учения (деятельность учащихся). Для методики преподавания русской литературы в национальной школе такое исследование сугубо специфическое — это исследование процесса преподавания инонациональной по языку и художественным традициям литературы и билингвистической мыслительно-речевой деятельности изучающего эту литературу.
А это значит, что в круг методических исследований должны войти характерные именно для национальной школы проблемы эстетико-психологического и речевого характера, в частности:
- определение особенностей подготовки русских словесников из молодёжи местной национальности, носителей нерусских культурных традиций;
- исследование взаимовлияния на нравственно-эстетическое и речевое развитие учащихся изучения родной и русской литератур;
- проблема переноса знаний и умений при изучении родной и русской литератур и т.д.
В результате этих и других исследований должны быть определены методы и приемы обучения и очерчен круг, умений и навыков, который обеспечивает усвоение учащимися знаний, отвечает на вопрос «Как учиться?». При изучении русской литературы это будут умения и навыки, позволяющие извлекать информацию, заключающуюся в художественном и нехудожественном текстах.
Итак, можно сказать, что методика литературы должна ответить на три вопроса: 1) Что преподавать? Содержанием основ какой науки овладевают учащиеся при изучении русской литературы и каков объем этих основ? 2. Каковы особенности учебной деятельности учителя и учащихся в условиях изучения второязычного предмета? 3. Каковы методы и приемы обучения, каков круг умений и навыков учения?
И если все ответы будут даны верно, то можно предвидеть, что и школьная практика преподавания русской литературы значительно продвинется вперед.
Имеет ли методика преподавания второязычной (русской) литературы как наука свои методы исследования?
Пользуясь методами исследования ряда смежных наук, методика преподавания русской литературы в национальной школе разрабатывает и собственные, постоянно действующие в ней методы исследования, в частности такие, как:
- Метод выявления специфически национального характера восприятия учащимися русской литературы и речевого воспроизводства получаемых знаний.
- Метод со творческого приобщения к иноязычному словесно-художественному искусству.
Об этом методе глубоко и верно говорил известный методист Л.А.Шейман: «В национальной школе это метод со творческого биэтноэстетического приобщения к русской литературе, т.е. приобщения, организуемого на основе педагогического сопряжения двух национальных словесно-художественных культур (
би-от греч. «два»,
этноэстетика-эстетика национальной художественной культуры)».
Этот метод требует постоянного сопоставления поэтических систем русской и родной литератур.
- Метод речевого пути воспитывающего и развивающего обучения при изучении русской литературы в условиях складывающегося продуктивного билингвизма учащихся.
- Метод структурного анализа текста как речевой продукции в целях усвоения учащимися закономерностей создания авторской и своей речевой продукции.
Указанные четыре метода обучения, как мы убедились, соответствуют логике познавательного процесса, как он протекает при изучении второязычной (на русском языке) литературы. А это значит, что они становятся средством управления этим процессом.
Литература
- Djalmatova, Z. (2020). Формирование познавательного интереса при интерактивном подходе . Архив Научных Публикаций JSPI, 1(54).
- Н. И. Кудряшев. Об эффективности занятий по литературе, ж. «Литература в школе», 1970, № 4; 1972, № 2.
- Шейхмамбетов, С. Р. (2015). Современная методика оценки результатов обучения. Молодой ученый, (11), 1516-1519.
- В. А. Никольский. Методика преподавания литературы в средней школе. М., «Просвещение», 1971 (гл. «Методика как наука»),
- Khodjimetova, D. (2020). Использование интерактивных методов на занятиях по литературе: Передовые педагогические технологии коренным образом меняют роль преподавателя и студента . Архив Научных Публикаций JSPI, 15(1).
- Pardaeva, Z. (2020). Применение инновационных технологий на занятиях по развитию речи в неязыковых группах. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(95).
- Kasimova, F. (2020). Пути реализации технологии инновационного обучения в общеобразовательной школе. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(96).
- Шукурова, Феруза. «Фразеология на уроках русского языка и литературы.» актуальное в филологии 3.3 (2021).
- Sheyxmambetov, S. (2020). Возможности компьютерных технологий при обучении русскому языку в вузах. Архив Научных Публикаций JSPI, 1(89).
- Каримов Н.М., Каримова З.О «Технологии активного и проблемного обучения, их применение в преподавании литературы».