- Спицына, Т. А. Методические аспекты валеологического образования / Т. А. Спицына, Е. В. Иванова. — Молодой ученый. — 2015. — № 16
- Э.Н. Вайнер Валеология М.: Изд-во «Флинта» 2002
- И. И.Брехман. Валеология — наука о здоровье — М.: Физ, 1990.
- З. А.Васильева С. Н. Любинская. Резервы здоровья. — М.: Медицина, 1994.
- Н.Н. Куинджи Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
- Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татарникова. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
Развития эколого — валеологической культуры студентов
преподаватель кафедры Методика преподавания биологии ДжГПИ Алмаматова Зебо Худайбердиевна
Аннотация
В статье речь идет о развитии эколого- валеологической культуре студентов вуза. Статья посвящена введению студентов в вопрос здорового образа жизни и решению данной проблемы.
Ключевые слова: экология, валеология, эколого- валеологическая культура, здоровье, мотивация, деятельность, природа, человек, эколого-валеологическое знание, здоровый образ жизни, самосовершенствование.
Аннотация
Мақолада университет талабаларининг экологик ва валеологик маданиятини ривожлантириш ҳақида сўз боради. Мақола талабаларни соғлом турмуш тарзи масаласи билан таништириш ва ушбу муаммони ҳал қилишга бағишланган.
Калит сўзлар: экология, валеология, экологик ва валеологик маданият, саломатлик, мотивация, фаолият, табиат, инсон, экологик ва валеологик билимлар, соғлом турмуш тарзи, ўз-ўзини такомиллаштириш.
Annotation
The article deals with the development of ecological and valeological culture of university students. The article is devoted to introducing students to the issue of a healthy lifestyle and solving this problem.
Keywords: ecology, valeology, ecological and valeological culture, health, motivation, activity, nature, man, ecological and valeological knowledge, healthy lifestyle, self-improvement.
Проблемы здоровья населения в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государства, так и самих граждан.
Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, интеллектуальной и физической работоспособности. Как отмечает в своем исследовании Т. В. Поштарева, каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья, который реализуется в онтогенезе. Однако каким бы благоприятным ни был генетический код индивида, в процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия. В связи с этим актуальна проблема формирования и становления здоровья, концептуальные идеи которой рассматривались в работах известных отечественных ученых (И. И. Брехман, Ю. П. Лисицин, Г. И. Царегородцев, А. Г. Щедрина и др.), которые с полным правом можно назвать теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье как условие свободы жизни является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни в естественной и социальной природе вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития.
Словосочетание “эколого-валеологические знания”, введенное З.И. Тюмасевой и используемое нами, отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды.
Под эколого-валеологической компетенцией понимается – уровень образованности, который характеризуется знаниями о валеологической и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности.
Воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, по овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.
Определены задачи воспитательной работы в этом направлении: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентации экологического характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности.
Основными критериями сформированности экологической культуры студентов являются: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экономических проблемах; ответственность за сохранение природного окружения, соблюдение норм экологически безопасного поведения, участие в разнообразных видах деятельности в области природоиспользования и охраны окружающей среды.
Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.
Здоровый образ жизни — это такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Итак, здоровье, здоровый образ жизни — фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гармоничного развития личности.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития составляют сущность физической и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология — наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования и т. д.
В своей работе В. В. Кириллов подчеркивает, что экологический императив предполагает гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на передний план моральных ценностей, духовное развитие личности. Возможность воспитания экологической культуры личности И. Н. Пономарева видит в экологической культуре как важнейшей части общей культуры человека, проявляющейся в его духовной жизни, поступках, быту; как особом свойстве личности понимать ценность природы, характеризуемом совокупностью знаний по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и к окружающей среде.
Как указывает И. Д. Зверев, ключевую роль в достижении цели формирования экологической культуры играет развитие экологического сознания. Экологические знания беспомощны, если не произошло экологизации сознания, если не затрону та в педагогическом процессе эмоциональная сфера. Мы придерживаемся той точки зрения, что воспитание личности с высоким уровнем экологической культуры предполагает наличие в учебном процессе следующих компонентов: интеллектуального, деятельностного (опыт способов деятельности), эмоционально-чувственного, направленного на формирование ценностного отношения к природе.
Исследователи по-разному представляют себе валеологическую культуру личности. Так, Э.Н.Вайнер характеризует ее как осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей. В.В.Колбанов говорит о ВК не только как о валеологической осведомленности, но и динамическом стереотипе поведения, выработанном на основе истинных потребностей, способствующих ЗОЖ, и определяющим бережное отношение к здоровью окружающих людей. С точки зрения авторов (Л.И.Алешиной, С.Ю.Лебедченко, М.Г.Марининой, Е.А.Шульгина), под ВК понимается интегративное личностное образование, обеспечивающее формирование, сохранение и укрепление здоровья при наличии валеологических знаний, осмысления принципов здорового образа жизни, раскрытия своих потенциальных способностей и возможностей.
Ряд исследователей — педагогов видит в ВК индивидуальное и социальное качество человека, отражающее характер заинтересованного личного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности (Н.Ф.Маслова, А.М.Митяева).
Вместе с тем считается, что основной причиной деградации личности и, как следствие, ухудшения качества ее здоровья и жизни является недостаточная духовность, которая выражается в «ноогенном неврозе» (В.Франкл). По мнению В.М.Карлышева мощным фактором мотивации и регуляции поведения личности являются ценности, поэтому они должны являться объектом воспитания.
Таким образом, неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья населения можно изменить, формируя у человека новую иерархию жизненных приоритетов, где высшей ценностью является здоровье, дающее возможность сомореализации личности.
Исходя из этого, эколого валеологическую культуру личности можно определить как систему жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности .
Литература