Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ PISA В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Абдувалиева Комила Худойбердиевна — старший преподаватель кафедры «Химия и методика её преподавания» Джизакского государственного педагогического университета, Узбекистан e-mail: tunikom57@mail.ru, +998902641205 Аннотация: В статье рассматривается воспитание студентов, обладающих новым мировоззрением, мышлением, способных выдержать конкуренцию, в совершенстве владеющих общеобразовательными предметами, иностранным языком, живущих в духе времени, прививая знания, педагогическое образование и подробно объясняются проблемы и решения, возникающие при обучении тактике. Также в статье разработаны предложения и рекомендации по формированию у учащихся компетенций, связанных с наукой и бытом, посредством использования исследований PISA в преподавании химии, которая входит в перечень естественных наук, в общем среднем образовании школы. Ключевые слова: химическое образование, компетентность, PISA, вода, соль, питьевая вода, жесткость воды, лед. USE OF PISA RESEARCH IN FORMING STUDENTS’ SCIENCE-RELATED COMPETENCES Annotation: In the article, the education of students who have a new worldview, thinking, who can withstand competition, who have a perfect knowledge of general secondary education subjects, a foreign language, and who live in the spirit of the times in New Uzbekistan, imparting knowledge, pedagogical education and The problems and solutions that arise in teaching tactics are explained in detail. Also, in the article, proposals and recommendations were developed for the formation of students’ competences related to science and everyday life through the use of PISA studies in the teaching of chemistry, which is included in the list of natural sciences, in general secondary education schools. Key words: chemical education, competence, PISA, water, salt, drinking water, water hardness, ice.   Будущее каждого общества определяется тем, насколько развита система образования, которая является его неотъемлемой частью и жизненной необходимостью. Сегодня в Узбекистане реформирование и совершенствование системы непрерывного образования, переход на новый качественный уровень, использование передового зарубежного опыта, внедрение педагогических и информационных технологий и повышение эффективности образования подняли уровень государственной политики [1]. Определены задачи по достижению к 2030 году вхождения Республики Узбекистан в топ — 30 передовых стран мира в рейтинге Международной программы PISA, а также по созданию национальной системы оценки качества образования, направленной на оценку уровня грамотности учащихся по естественнонаучным дисциплинам на основе организации международных исследований в области оценки качества образования в системе народного образования. Химия, относящаяся к числу естественных наук, возникла как продукт деятельности человека, наряду с другими науками, с целью удовлетворения естественных потребностей, производства необходимых продуктов, образования и наконец, познания тайн различных явлений. Химия-это наука, изучающая свойства веществ, а также закономерности их превращения из одного вида в другой, исходя из того, что все существа в природе состоят из химических веществ разного вида. Предметом химии являются все природные и синтетические вещества [2]. Земля, вода, воздух, небесные тела в природе, все живые и неживые существа, предметы быта, используемые в быту, продукты питания, в общем, все существо вокруг нас состоит из химических веществ. С другой стороны, вещества-это соединения, которые образуются в результате того или иного взаимодействия 118 химических элементов, известных в настоящее время. Химия изучает свойства веществ, которые образуются в результате химических изменений во всем существе, определяет способы их использования и принимает непосредственное участие в поиске веществ, важных для человечества [3]. PISA-это программа, которая служит основой для мотивации, убеждения и консолидации знаний учащихся об их уровне подготовки к большой жизни. Естественно-научный грамотный человек стремится участвовать в обсуждении проблем, связанных с естественными науками и технологиями, и для этого он должен обладать следующими компетенциями, научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, а также научно интерпретировать информацию и доказательства. Блок задач PISA принимает форму реальных ситуаций, в которых возникает проблема. При этом каждый вопрос, задание классифицируется по следующим категориям: компетенция → типы естественно-научных знаний → степень когнитива → контекст [4]. PISA-это международная программа для оценки образовательных достижений учащихся, которая заключается в оценке уровня грамотности по естественным наукам в форме различных тестов [5]. Исследования PISA формируют у студентов следующие компетенции:
  • Научное объяснение явлений
  • Уметь применять естественнонаучные методы исследования
  • Уметь делать выводы на основе научных данных.
Основываясь на модели грамотности и компетенциях в естественных науках, ниже приведены примеры нескольких заданий PISA: Любят ли животные соль? Стремление людей и животных к соленой пище, к еде одна из самых удивительных загадок живой природы. Мы знаем, что люди ценили соль на протяжении тысячелетий и использовали его для приготовления пищи. В Древней Мексике соль считалась настолько необходимым продуктом, что каждый год одну из красивых девушек приносили в жертву в честь бога соли. Информация о том, что когда заключенному в тюрьме давали несоленую пищу, он сходил с ума из-за недостатка соли, широко известна [6]. Жидкость, циркулирующая в организме, является солёный раствор. Наш организм выделяет определенное количество влаги различными путями, из-за чего организм также теряет соль, эти потери придется компенсировать. На Земле запасы соли распределены следующим образом, то есть ее значительное количество находится в океанической воде, а запасы на суше относительно невелики. Соль в растениях содержится в очень малых количествах. Соли в почве вымываются дождевыми водами и сливаются сначала в реки, а затем в моря и океаны. Наземные животные когда-то произошли от морских животных. Вода в их теле точно такая же, как в теле их предков, и похожа на морскую воду! Ни растения, ни почва не могут обеспечить их достаточным количеством соли, поэтому они жадно набрасываются на любую соленую пищу. Только плотоядные животные, то есть те, которые ловят и едят других животных, не испытывают чрезмерной потребности в соли: они снабжаются солью в обмен на мясо своих жертв. С другой стороны, большинство травоядных очень любят соль. 1 — вопрос: Какие соли вы знаете? Все ли соли на вкус соленые? Для выполнения данного задания учащиеся должны получить знания по химии о физических и химических свойствах солей, включая цвет, вкус, классификацию солей. Критерий оценки: соли делятся на средние, кислые, основные и сложные. Мы чаще всего используем поваренную соль NaCl, которая в основном является средней солью используемом в повседневной жизни. Мы также используем в повседневной жизни кислую соль NaHCO3 в качестве питьевой соды. Еще одна соль, которая может повысить аппетит, — это карбонат аммония NH4(CO3)2 всем известный под названием разрыхлитель. Есть специальная соль, которую дают животным это сильвинитовая соль NaCl·KCl. Из солей только поваренная соль NaCl имеет соленый вкус, а все остальные соли имеют горький или кислый вкус. 2 — вопрос: какие соли используют растения? При выполнении данного задания учащиеся должны обладать знаниями о питании растений минеральными удобрениями. Критерий оценки: удобрения, которые мы даем растениям, также считаются солями. Широко используются такие соли, как NaNO3-нитрат натрия, KNO3-нитрат калия, аммиачная селитра, фосфат аммония. Именно  через эти удобрения растения усваивают необходимые элементы как Na, K, P. 3 — вопрос: какое влияние оказывают соли на живые организмы? Критерий оценки: 0,9% раствор натрия хлорида считается в медицине физиологическим раствором и применяется для промывания крови, восполняет дефицит натрия при различных патологических состояниях организма и временно увеличивает объем циркулирующей в сосудах жидкости. 0,9% раствор натрия хлорида используется в качестве основного раствора (растворителя) для других лекарств. Эти вопросы направлены на оценку компетенций учащихся в научной интерпретации информации и доказательств. Почему вода превращается в лед? Если вы обратили внимание на замерзающий пруд, озеро или реку, то наверняка изначально заметили, что вода начинает замерзать на поверхности. Вы когда-нибудь задумывались, что многое в нашей жизни может измениться, если пруды, озера, моря начнут замерзать со дна? После этого не только изменился климат на земле, но и многие существа, живущие в воде, погибли бы полностью. Теперь давайте посмотрим, как вода в бассейне превращается в лед. Когда воздух над водой охлаждается, он также охлаждает верхний слой воды, и холод начинает опускаться вниз, становясь тяжелее по сравнению с теплым нижним слоем. Этот процесс продолжается до тех пор, пока температура воды во всем бассейне не достигнет 4 градусов по шкале Цельсия. Но температура воздуха будет падать.Верхние слои воды не опускаются, когда достигают температуры ниже 4 градусов. Потому что вода, остывшая до температуры ниже 4 градусов, становится светлее.Таким образом, верхние слои воды замерзают. Когда температура достигает точки замерзания- 0 градусов или даже ниже, начинают образовываться сверхмалые кристаллы. Каждый такой кристалл будет иметь шесть лучей. Они сливаются между собой, образуя на поверхности воды ледяную корку. Лед иногда бывает прозрачным. Однако иногда этого не происходит. Почему? Когда вода замерзает, из нее начинают выделяться очень маленькие пузырьки. Они прилипают к лучам кристаллов льда. Чем больше кристаллов льда образуется, тем больше образуется пузырьки. Это создает непрозрачный лед. Если вода подо льдом течет, пузырьки воздуха собираются вместе, образуя прозрачный лед. Объем воды, наряду с некоторыми другими веществами, не сужается при переходе из жидкого состояния в твердое. Когда он замерзает, он расширяется до одной девятой своего объема, то есть, когда замерзает девять литров воды, из нее образуется 10 литров твердого льда. По этой причине (из-за замерзания воды) зимой автомобильный радиатор или водопроводные трубы расширяются и трескаются. 1 — вопрос: какую часть поверхности земли составляет питьевая вода? Критерий оценки: 70 процентов пресной воды находится в ледяных покровах, а 30 процентов-во влажных или труднодоступных подземных слоях почвы. В источниках отмечается, что один процент имеющихся на земле запасов пресной воды может быть использован человечеством. 2- вопрос: что вы подразумеваете под жесткостью воды? Какие методы вы используете для смягчения воды? При выполнении данного задания учащиеся должны знать физические и химические свойства воды. В процессе использования данных заданий в повседневной жизни учащиеся могут сделать для себя необходимые выводы. Критерий оценки: в природе нет чистой воды: в ней всегда присутствует примесь каких-то веществ. В частности, вода взаимодействует с солями в земной коре, приобретая определенную жесткость. Если концентрация этих катионов в воде высокая, то воду называют твердой, если низкая — мягкой. Эти же катионы придают природным водам особые свойства. Жесткая вода при стирке ухудшает качество материи и приходится использовать много мыла, так как мыло расходуется на связывание катионов Ca2+ и Mg2+, а пена образуется только после полного, осаждения этих катионов. Некоторые синтетические моющие средства хорошо смываются в жесткой воде, так как в них легко растворяются соли кальция и магния. В жесткой воде варить продукты будет сложно, а вареные в ней овощи не будут иметь вкуса. Плохо заваривается чай и вкус пропадает. При этом с санитарно-гигиенической точки зрения, эти катионы не опасны, при большом количестве катионов магния Mg2+ вкус воды горчит, как в море или океане, и оказывает слабительное действует в кишечнике человека. При очистки жесткости воды используются различные методы: при кипячении катионы кальция выпадают в осадок в виде карбоната Ca2+. Эти вопросы направлены на оценку компетенций учащихся в научной интерпретации информации и доказательств. Подводя итог, новые подходы в современном Узбекистане, организация системы обучения с использованием передового зарубежного опыта, обеспечение непрерывности и преемственности в преподавании химической науки у учащихся, рассматриваются как актуальная задача. Используя технологию PISA формируя уроки химии и поддерживая приведенные выше рекомендации мы вместе добьемся задуманного и создадим основу для подготовки конкурентоспособных кадров в обществе. Использованная литература:
  1. Мирзиёев Ш.М. Обращение Президента РУз Шавката Мирзиёева к Олий Мажлису. Слово народа. 30 декабря 2020 года. №276. стр-2.
  2. Ихтихарова Г., Бекчанов Д., Ахадов М. Современные технологии обучения химии/ Ташкент- стр. 2019. стр- 223-230.
  3. Примкулова М., Зияева Р., Акбарова Б., Хайдарова У. «Химия, которую мы знаем и не знаем» Издательско-полиграфического творческого дома «Учитель» Ташкент — 2011.стр-108.
  4. Акбаров Б., Примкулов М. Книга остроумных. «Узбекистан» Ташкент -2015. стр-98.
  5. Дустмуродов Т., Аловиддинов А. Интересная химия. «Академия» Ташкент 2005. стр- 73-74.
  6. Ахлидинов Р.Ш., Ибрагимов Х.И. Преемственность в системе общего среднего образования научно-педагогические основы обеспечения// Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. «Непрерывный образовательный процесс актуальные вопросы совершенствования» — Ташкент. 2004. стр- 12.