Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

Образовательная программа 3+1

Добро пожаловать за совместную образовательную программу с Белорусским государственным педагогическим университетом!

Конституция-наш основной закон!

8 декабря — День Конституции Республики Узбекистан

Ода, отражающая высокое чувство патриотизма!

10 декабря — День принятия Государственного Гимна Республики Узбекистан

Новый год – это возможность для новых целей!

С Новым 2024 годом!

Память священна, человеческое достоинство бесценно!

9 Мая - День памяти и почитания

ДжГПУ 50 лет!

С 50-летием Джизакского государственного педагогического университета!

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ УЗБЕКСКИХ ШКОЛАХ

Эрданов Собир Хабибулло угли, Собиржонова Мунира Тулкин кизи Стажёр-преподаватели кафедры русского языка и методики его преподавания Джизакского Государственного Педагогического Университета имени А. Кадыри Trainee teachers of the Department of Russian language and methods of its teaching of Jizzakh State Pedagogical University named after A. Kadyri АННОТАЦИЯ Статья  посвящена  современным проблемам обучения русского языка в начальных узбекских школах, которых  языком  обучения является узбекский язык. Кроме того в статье рассматривается главнейшая тенденция, характеризующая первоначальный процесс обучения в современной школе, заключается в направленности всего процесса обучения не только на сообщение знаний и привитие детям умений и навыков, но и прежде всего на развитие личности учащихся. Понятно в связи с этим особое значение учета психических особенностей детей младшего школьного возраста: ведь именно в начальных классах закладывается фундамент формирования нового человека, создается основа для последующего усвоения знаний овладения навыками. А также в статье говорится об основных этапах практического усвоения русского языка учащимися начальных школ.  А ещё в статье предусмотрено самые проблемные и трудные для школьников темы как комплексное выражение грамматических значений в окончании; система падежей; наличие изменяемых частей речи; наличие в структуре слова приставок, суффиксов, окончания; категория вида глаголов; однонаправленные и разнонаправленные глаголы движения. Ключевые слов: методика, система обучения  и  воспитания,  проблемы обучения, аспекты преподавания, грамматических значений в окончании; система падежей; наличие изменяемых частей речи; наличие в структуре слова приставок, суффиксов, окончания; категория вида глаголов; PROBLEMS OF MODERN TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY UZBEK SCHOOLS. ANNOTATION The article is devoted to modern problems of teaching the Russian language in primary Uzbek schools, where the language of instruction is the Uzbek language.  In addition, the article discusses the main trend that characterizes the initial process of learning in a modern school, is the focus of the entire learning process not only on communicating knowledge and instilling skills and abilities in children, but above all on developing the personality of students.  In connection with this, it is clear that the special significance of taking into account the mental characteristics of children of primary school age is clear: after all, it is in the primary classes that the foundation for the formation of a new person is laid, and the basis for the subsequent assimilation of knowledge and mastery of skills is created.  And also the article talks about the main stages of the practical assimilation of the Russian language by primary school students.  And the article also provides for the most problematic and difficult topics for schoolchildren as a complex expression of grammatical meanings at the end; case system; the presence of variable parts of speech; the presence in the structure of the word of prefixes, suffixes, endings; category of verb aspect;  unidirectional and multidirectional verbs of motion. Key words: methodology, system of education and upbringing, problems of education, aspects of teaching, grammatical meanings at the end; case system; the presence of variable parts of speech; the presence in the structure of the word of prefixes, suffixes, endings; category of verb aspect; На сегодняшний день нам очень заметно общая тенденция снижения качества преподавания русского языка в школах и других образовательных учреждениях. Можем выделять ряд факторов, объясняющих недостаточное качества преподавания русского языка в национальных школах. Известно, что в 1990-е в Узбекистане началось дерусификация, и в результате русскоязычное население стало уезжать из нашей страны. Русский язык для нас стал единственным из иностранных языков, изучаемых в школах и вузах республики, количество часов которого, отводимых на его изучение, значительно сократилось. В том числе количество учебных заведений: средних общеобразовательных школ, колледжей, вузов с преподаванием русского языка также резко уменьшилось. По этой причине на сегодняшний день для развития русского языка как иностранного в нашей стране делают ряд изменений. С начало нам необходимо с новыми идеями и как можно скорее взяться за совершенствование учебного процесса при обучении русскому языку в начальных школах. Долголетний опыт преподавания русского языка подсказывает: проблема свободного владения русским языком не будет решена без практической направленности обучения учеников начальных классов и до тех пор, пока ученики еще в младших классах не приобретут прочные навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Для этого необходимо обратить особое внимание начальному школьному образованию, когда дети заинтересованы учебой. Ещё одна большая проблема в том, что некоторые учителя не умеют доводить до учащихся новый материал, так ученики не смогут усваивать необходимою базу знаний начальной школы, и они постепенно теряют интерес к русскому языку. Занятии в начальных классах должны обеспечивать единство грамматической и лексической работы, которые связывают все виды речевой деятельности, а также должны быть полны новыми игровыми методами, которые помогут ученикам в усвоении изучаемой темы. Необходимо на занятиях формировать в учениках навыки изложения мыслей в разных формах. В этом очень помогает беседа по иллюстрациям или описаниям картины. А также при развитии связной речи хорошо помогает переводы маленьких текстов с родного языка на русский язык и составление диалогов на заданную тему. Начальные классы считаются одним из важнейших звеньев системы народного образования, и поэтому привлекают к себе особое внимание со стороны педагогов. За последние годы были усовершенствованы программы, учебники, выпущены новые педагогические пособия. В этой связи особое внимание приобретает подготовка учителей начальных классов. Основным этапом практического усвоения русского языка учащимися является начальная школа. Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте неродным языком дети овладевают значительно быстрее и лучше, легче преодолевается языковой барьер. Поскольку задача обучения русскому языку ложится на плечи учителя начальной школы, к нему предъявляются высокие требования. Во-первых, учитель начальной школы должен свободно владеть русским языком, в совершенстве знать его теоретически и практически. Во-вторых, учитель должен хорошо знать психологию освоения неродного языка, специфику той школы, в которой он работает, учитывать интерферирующее влияние родного языка учащихся. В практическом обучении русскому языку большое значение приобретает отбор необходимого речевого материала, его расположение, обеспечение, повторяемость слов, образцов предложений, грамматических форм. При этом ведущая роль принадлежит отбору предложений основной единицы речевого общения, их использованию в контексте, так как все аспекты языка (лексика, фонетика, грамматика, правописание) практически повторяются в предложении. Таким образом, работа над предложением является основной формой усвоения языка. Однако, практическая направленность обучения не исключает изучения элементов грамматики, обобщающие те или иные языковые явления. Умело отобранные грамматические сведения, правила помогают учащимся в практическом овладении языком. Самыми проблемными и трудными для школьников темами при изучении русского языка как иностранного являются комплексное выражение грамматических значений в окончании; система падежей; наличие изменяемых частей речи; наличие в структуре слова приставок, суффиксов, окончания; категория вида глаголов; однонаправленные и разнонаправленные глаголы движения. При изучении и закреплений данных тем предлагается разные виды упражнений. Данные темы считаются очень сложными для начальных классов и предлагается изучать только старшим классам. А также наибольшее затруднение при изучении русского языка как иностранного со стороны школьников представляет без эквивалентная лексика, которая не существующие в других языках и культурах. Существуют значительные причины, которые приводят к возникновению определенных проблем при изучении русского языка как иностранного. Они связаны с особенностями фонетического, грамматического и лексического уровня русского языка. Поэтому при обучении русскому языку школьников обязательно должна учитываться вероятность появления таких проблем, чтобы снизить их, а также достигнуть высшего результата в изучении материала школьниками и использовании ими усвоенных знаний в коммуникативных целях. Главнейшая тенденция, характеризующая первоначальный процесс обучения в современной школе, заключается в направленности всего процесса обучения не только на сообщение знаний и привитие детям умений и навыков, но и прежде всего на развитие личности учащихся. Понятно в связи с этим особое значение учета психических особенностей детей младшего школьного возраста: ведь именно в начальных классах закладывается фундамент формирования нового человека, создается основа для последующего усвоения знаний н овладения навыками. Начальная школа призвана обеспечить всем детям необходимый уровень интеллектуального развития, дать элементарные знания основ наук, сформировать у них первоначальные учебные и обще-трудовые умения и навыки, возбудить интерес к художественному и человеческому творчеству. Для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, развития их творческих способностей вводятся индивидуальные программы, вне классные занятия и факультативы, создаются школы технические классные занятия и факультативы, создаются школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеев. По мнению Ш. А. Амонашвили, ребенок уже от рождения наследует способность заговорить, овладеть речью. Двухлетний ребенок уже общается окружающими. Он мог бы заговорить сразу на двух трех языках, если бы люди, заботящиеся о нем и воспитывающие его, образовали для него разные среды. Так, если бы мать говорила с ребенком на грузинском языке, отец- на русском, бабушка — на английском, то ребенок без труда начал бы говорить с каждом из них на том языке, на котором они говорят с ним, Не путая языки и даже не понимая вначале, что говорит на разных языках. Такие примеры нередки в нашей действительности. Почему же детям старше 8-11 лет становится труднее овладеть вторым языком? Дело в том, что к 6-8 годам ребенок свободно овладевает речью На родном языке, беспрепятственно общается с людьми, а уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить, застывают (!), так как они уже обеспечили жизне-способность организма в среде и их назначение для организма исчерпано. Другие же 10 лет усваиваются уже не на основе врожденных свойств речевой функции, не сами собой, а в процессе целенаправленного обучения и учения на основе действия памяти, языки после мышления, воли. Для успешного усвоения программного материала в начальных классах ученик должен обладать сравнительно высоким уровнем наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания; уметь анализировать, обобщать, рассуждать. Как показали специальные исследования детей 7-9 лет, у них для этого имеются реальные возможности. Все познавательные процессы, происходящие у младших школьников, специфические. Знание их необходимо, чтобы сделать обучение более рациональным и эффективным. В психике ребенка 7-9 лет особенно активно развиваются процессы непосредственного познания окружающего мира ощущения и восприятия. Наряду с остротой, свежестью, яркостью, конкретностью и образностью наиболее характерная черта восприятия младших школьников его малая классов тесно общее «схватывание» предмета и явления. Детям свой слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Восприятие у учащихся начальных связано с действиями. И воспринимают они в основном то, что им близко, доступно и интересно, поэтому их восприятие эмоционально, импульсивно. Отсюда и еще одна особенность восприятия у младших школьников наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения, «нейтральный материал». Постепенно в процессе правильно организованного обучения восприятие у них становится целенаправленным и управляемым, более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер наблюдения. В связи с этим увеличивается удельный вес сравнения, при этом в процесс наблюдения включаются объяснение и оценка виденного, тем самым активно развивается речь. Наглядность на начальном этапе используется при семантизации слов и выражений (в основном предметные картинки), обучении произношению (слуховая наглядность, показ артикуляции), постановке упражнений по развитию речи (сюжетные и ситуативные картинки). Прослушивание магнитофонных записей русских слогов, слов и предложений особенно важно для сельских школ, где порой полностью отсутствует русская языковая среда и дети слышат русскую речь только из уст учи теля. Магнитофонная запись, таким образом, создает еще один источник для обучения произношению приемом имитации. Однако подражание не самый эффективный прием обучения произношению. Гораздо эффективнее слухо-зрительная имитация, когда дети воспринимают звуки, видя лицо учителя, следя за его артикуляцией. И, наконец, самым результативным является сопровождение слухо-зрительной имитации описанием артикуляции той или иной фонемы, сравнение ее с фонемой родного языка (языковая наглядность). С этой точки зрения эффективным пособием служат фонетические таблицы «Говорите правильно» для начальных классов (авторы К. С. Коблов, А. К. Далимов). не в связи с тем что возрастной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, его небольшая устойчивость, в начальных классах обходимы частые переходы от одних заданий к другим. Разнообразие видов работы стимулирует устойчивость внимания, короткие паузы снимают утомление у детей. У детей 7-9 лет наблюдается возрастное относительное преобладание деятельности первой сигнальной системы, поэтому и наглядно — образная память развита сильнее, чем так называемая словесно — логическая. Сказанным объясняется то, что младшие школьники склонны к механическому запоминанию и многократному повторению воспринятого материала. Подражательность многих действий высказываний детей запоминанию и — важный источник успехов в начальном учении. Из — за неразвитости речи детям легче что — либо воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. Вот почему учитель обязан всемерно стимулировать развитие смысловой памяти учащихся, учить их разбивать материал на смысловые части, выделять главные мысли, составлять логический план текста, видоизменять его, излагать. своими словами. Для мышления учащихся начальных классов характерно изменение его в процессе обучения. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста в основном элементарна. Однако к концу 4 — го класса ученики при правильном обучении могут подняться на более высокий уровень умственного анализа (например, в изучаемых явлениях учатся выделять существенные признаки и свойства предметов). Специфической особенностью психики младших школьников является также то, что, приобщаясь к познанию, продолжают играть. Наивно — игровой характер познания обнаруживает вместе с тем огромные формальные возможности для развития детского интеллекта (функция запоминания). Благодаря игровому подходу к окружающему дети легко осваивают сложные умственные операции. Эта же возрастная особенность дает простор. Эта же возрастная особенность дает простор ДЛЯ тренировки формальной стороны мышления, во многом обусловливает естественность, непосредственность, лег кость усвоения разнообразных впечатлений. Обращение к игре способствует решению проблемы преемственности школы и детского сада. В методических указаниях к учебникам русского языка для начальных классов узбекской школы игра рассматривается как средство обучения и развития речи. Основное назначение игр развитие навыков понимания и говорения. Однако игровыми упражнениями нельзя злоупотреблять. Игровые и занимательные элементы оцениваются детьми положительно, когда даются внутри учебных занятий и облегчают напряженный труд. Поэтому, если во 2 — м классе обучающая сторона игры завуалирована, скрыта, то в 3-4 — х классах дидактический аспект игры выдвигается на первый план. серьезных учебный. Другими словами, правомерным считается разумное сочетание всех видов игр, «работающих» на освоение языка (игры — инсценировки, ролевые, хороводные, подвижные игры — соревнования); от обучения в игре учащиеся постепенно должны включаться в реальные ситуации. Игра наряду с обобщающей беседой, диалогом, работой над текстом (небольшой рассказ, сказка, стихотворение, песня) должна быть одним из компонентов урока. Итак, дети в начальных классах должны играть, но не заигрываться. Успешность занятий повышается также благодаря использованию в качестве наглядных пособий кукол, игрушечной посуды, мебели, кукольной одежды и особенно различных поделок из пластилина, бумаги, при родного материала, изготовляемых самими учащимися. Здесь, вероятно, проявляется одна из интересных закономерностей, вытекающих из исследований И. М. Сеченова, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, Л. Ф. Фоминой, а именно: целесообразность более активного использования на начальном этапе работы резервов организма, в частности осязания, ощущений. С проблемой темпа работы тесно связана проблема темпа речи. Экспериментально установлено, что при замедленном темпе устной речи значительно ухудшается ее понимание (О. В. Положищникова), видимо, из — за отвлекаемости внимания. С другой стороны, нормальный темп иноязычной речи учащимся кажется слишком быстрым, особенно, если используемый речи языковой материал еще недостаточно прочно закреплен. Поэтому при обучении восприятию речи на слух необходимо варьировать темп речи в зависимости от трудности со держащегося в нем материала. В целом в основе методической системы первоначального обучения русскому языку лежит сознательно — коммуникативный принцип обучения. Он нацеливает на та кую организацию учебно -воспитательного процесса, при которой, с одной стороны, достигается сознательное, усвоение учащимися языкового и речевого материала, а с другой — на первый план выдвигается со быть средством общения.   ЛИТЕРАТУРА
  1. Андриянова В.И. Обучение русскому языку в школах Узбекистана на современном этапе. Т.: Укитувчи, 1997.
  2. Буржунов Г.Г. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе. Л.: Просвещение, 1980.
  3. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.: Просвещение, 1982.
  4. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе. /Под редакцией И.В.Баранникова, А.И.Греоул. Л.: Просвещение, 1984.
5.Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно — методический комплекс «Русский язык как иностранный». Учебное пособие. — М.: РУДН, 2008.
  1. Шибко Н.Л. Методика обучения русскому языку как иностранному: учебно — методический комплекс для студентов — иностранцев нефилологических специальностей. — Минск: БГУ, 2011.
  2. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.: Просвещение, 1982.
  3. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе. /Под редакцией И.В.Баранникова, А.И.Греоул. Л.: Просвещение, 1984.
9.Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно — методический комплекс «Русский язык как иностранный». Учебное пособие. — М.: РУДН, 2008.
  1. Шибко Н.Л. Методика обучения русскому языку как иностранному: учебно — методический комплекс для студентов — иностранцев нефилологических специальностей. — Минск: БГУ, 2011.