Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

Образовательная программа 3+1

Добро пожаловать за совместную образовательную программу с Белорусским государственным педагогическим университетом!

Конституция-наш основной закон!

8 декабря — День Конституции Республики Узбекистан

Ода, отражающая высокое чувство патриотизма!

10 декабря — День принятия Государственного Гимна Республики Узбекистан

Новый год – это возможность для новых целей!

С Новым 2024 годом!

Память священна, человеческое достоинство бесценно!

9 Мая - День памяти и почитания

ДжГПУ 50 лет!

С 50-летием Джизакского государственного педагогического университета!

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ

в./и. доцент  кафедры методики обучения спортивным видам Джизакский государственный педагогический университет. Джизак, Узбекистан  Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические взгляды психологов на проблему мотивации в психологии, сущность понятия мотива. Ключевые слова: мотивация, мотив, сущность. Annotation.This article discusses the theoretical views of psychologists on the problem of motivation in psychology, the essence of the concept of motive. Keywords: motivation, motive, essence. Взгляды психологов на сущность мотивации несколько различны. Чем больше различий между этими взглядами, тем больше, но под сущностью всех взглядов мы можем понимать одно общее: под мотивацией кроется определенное психологическое явление. То есть ученые, имеющие разные взгляды на мотивацию, по-разному трактуют этот психологический феномен. Определения, данные психологами, можно рассматривать в определенном смысле внешне. Когда речь заходит об анализе мотивации в форме потребности, то во многих научных источниках потребность трактуется как черта характера, обладающая силой побуждать человека к поведению, деятельности. Потребность побуждает человека к деятельности.по мнению великого русского психолога С. Л. Рубинштейна, активная установка на основе потребности   заключается в сокрытии, и эта установка есть то направление, в котором человек раскрывает свои возможности. Так потребность дает человеку понимание того, где взять силы, чтобы проявить активность [Леонтьев А. Н.]. Исходя из определения потребности как стимулятора, мы можем наблюдать следующие две ситуации: -с того момента, как субъект находится в состоянии необходимого возбуждения, организм начинает свою деятельность по высвобождению и расходованию энергии; -чем сильнее потребность, тем сильнее возбуждение. Поэтому необходимо иметь власть в ситуации, когда существующие условия не позволяют удовлетворить потребность, и это ставит деятельность субъекта в ненаправленное, общее состояние.В связи с этим следует отметить, что Д., разработавший конкретную концепцию в области развития психики. По Колесову, сила, приводящая психику в действие, – это потребность. Отношения с внешней средой-это те, в которых она необходима. Они будут иметь разную степень напряжения, например – активность и вялость, а также возбуждение и торможение. В то же время он также вводит понятие цикла, в котором наука необходима. По его мнению, цикл потребности связан с единицей жизнедеятельности, которая возникает в организме при недостатке сил, веществ. В свою очередь, удовлетворение потребности приведет к завершению необходимого цикла. Д. В. Колесов считает, что удовлетворение потребности- это присвоение предмета потребности и его использование. Существуют также способы присвоения и использования предмета потребности, которые идут на определенные условия, связанные с удовлетворением потребности. В связи с этим ученые-психологи акцентируют внимание на взаимосвязи между   потребностями   и   мотивациями.Л.   Робинштейн,   Г.   К.   Платонов, Л. М. Борисович, В. А. Иванников высказали следующее мнение: -возможно, существует связь билвоста между потребностью и мотивацией; -потребность-это мотивация для возникновения мотивации; -дело в том, что потребность является частью мотивации; -изначальной мотивацией считается сама потребность. Существует ряд ситуаций, которые не оправдывают необходимость выравнивания мотивации, прежде всего, потребность не может до конца понять причину конкретной деятельности. Другими словами, одна потребность может быть удовлетворена различными средствами и способами. Во-вторых, мотивация-потребность отделена от идеальной цели, и поэтому трудно понять, почему мотивация направлена на достижение цели. А. Н. Леонтьев затронул эту тему: «подсознания, желания и желания не могут быть мотивированы, потому что они сами не создают деятельность, направленную на конкретную цель. Если мы увидим, что инициатором деятельности является потребность, мы не сможем понять смысл деятельности», – пишет он. Таким образом, тот факт, что разные ученые по-разному трактуют значение понятий мотивации и потребности, также привел к появлению различных мнений выше. На наш взгляд, более глубокий анализ   лингвистических значений понятий мотивации и потребности поставил бы точку в приведенных выше дискуссиях, а также в судьбе, решаемой учеными единым путем. Если мы анализируем понятие мотивации в виде цели, то когда мы говорим цель – мы понимаем, к чему стремимся и что делаем. Конкретный субъект, объект, поведение также могут возникнуть как цель. С. Л. Рубинштейн оценивает цель как предмет удовлетворения потребности. Как только предикат становится объектом желаний, он становится объектом возможного действия субъекта. В этом смысле примечательно мнение А. Н. Леонтьева о том, что субъект, способный удовлетворить потребность, может быть назван мотивом. В то же время он не отрицает, что цель может стать мотивацией. В другой своей работе А. Н. Леонтьев термин «мотив» употребляет не только для обозначения восприятия потребности в себе, но и для выражения этой потребности при определенных условиях определенной объективности. Деятельность будет направлена на эту объективность. Воспринимаемый (воображаемый, побуждающий к размышлению) субъект становится мотивом, в то время как он действует как его собственная провокация. Например, мотивом деятельности, называемой воровством, могут быть деньги или дорогие вещи. С. Л. Манукян считает, что определенные предметы и явления (предметы) приносят в мир потребность в определенном хищническом содержании. Если человек сталкивается с этим предметом или по какой-то причине оживает в своем воображении, то содержание всегда будет соответствовать потребности. Поэтому потребность в деятельности не называется, но предметом потребности или его образом считается причина деятельности С. Л. Манукяна. Л. И. Божович критикует идею о том, что предикаты приносят в мир потребность. По его мнению, С. Л. Манукян не задумывается о том, что он сам или те образы, которые одушевляют потребности, возникают у человека по какой-то причине. Поэтому важно изучить причины появления объектов в сознании человека. Л. И. Божович: “… когда предметы имеют определенное значение для человека, и когда эта важность отражается в человеческом сознании, они вызывают потребность”, – признает он. Однако автор не объясняет, почему тот или иной предмет имеет значение в определенное время, только в определенной ситуации, когда есть какая-то необходимость, предмет становится значимым. Потому что такая квалификация потребности- удовлетворения формируется в человеке. Появление необходимого объекта определяет его конкретное направление, увеличивая силу потребности. Но также возможно, что этот объект не оказывает причинного воздействия на деятельность. Там же высказывание И. М. Сеченова по этому вопросу можно отнести к следующему мнению: “Потребности жизни приносят в мир желания, и они теперь следуют за действиями из-за самих себя, желание становится такой мотивацией или целью, действия будут средством достижения цели… Поступок   без желания или импульса, который стал бы мотивацией, был бы совершенно бессмысленным”. Л. И. Божович отмечает, что с потребностью нельзя определить движение человека к цели, а только призывает к неорганизованной деятельности (за исключением инстинктивных биологических потребностей, которые связаны с врожденными пороками удовлетворения в этом месте). Он воплощает в себе ту или иную потребность. В результате формируется способность инициировать деятельность и поведение человека. Сначала эти предикаты только осуществляются, а затем они вызывают аналогичную потребность, так что предикат является стимулятором потребности, а не действия и деятельности. Без возрождения потребности под влиянием субъекта человеческая деятельность возникнуть не может. Таким образом, стимул (возбуждение) вызывает действие опосредованно, то есть через мотивацию; если стимул мотиватора есть стимул, то возбуждение действия есть внутреннее сознательное возбуждение. Многие психологи описывают Ману как мотивацию. Здесь же X. уместна интерпретация геккауза: мотивация, пишет он, заключается в том, чтобы побудить человека к действию с помощью определенной мотивации (заметим, она называется стимулом, но также называется и мотивацией). V в этом отношении. Примечательно и мнение И. Ковалева. Он также оценивает мотивацию как воспринимаемый стимул. Возбуждение рассматривается как отдельный самостоятельный психологический феномен. В этом смысле мотивацию он отличает от установки, целей, отношений, ситуаций, склонностей, желаний. В то же время ряд психологов, в том числе А. А. Файзуллаев (1985 г., 1987 г., 1989 г.) не добавляет мотивации к возбуждению, даже отличает возбуждение от мотивации. Мы можем выразить вышеизложенные моменты в следующей схеме. Мотивация-побуждение-действие (X. шестиугольник); возбуждение (мотив – действие (В. И. Ковалев); возбуждение-мотив-действие (А. А. Из Википедии, свободной энциклопедии Ученые-психологи, наряду с акцентом на причинную силу мотивации, естественно, также проводили исследования о том, откуда эта причинная сила берется. В этом вопросе их мысли тоже были разными. По мнению одних психологов, восстание получило название потребности, а по мнению других ученых оно возникает из субъекта, удовлетворяющего потребность. Таким образом, интерпретация возбуждения как мотивации также имеет свои особенности и играет определенную положительную роль в объяснении важного психологического феномена, называемого мотивацией. Мотивацию можно найти в работах западных психологов, главным образом, в трактовке личности в виде устойчивого качества. Именно эти критерии выделяют различия между понятиями мотивации и мотивации как стабильного и вариативного омилларни мотивации (М. Мадсен), застойных и функциональных изменений (Х. Миррей), детерминант личности и ситуации (Дж.Аткинсон). По мнению авторов, застойные качества индивидов определяют, обеспечивают деятельность и поведение на уровне внешних   стимулов. Что касается ряда российских ученых (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, М. Ш. Магомед-Эминов) утверждают, что в качестве мотивации могут принимать участие ненапряженные качества человека. Однако стоит отметить, что участие в мотивации личностной черты не решает проблемы. Если быть более точным, многие черты личности на самом деле являются потребностями. Например, стремление к активности, стремление к удовлетворению, потребность в новых впечатлениях, потребность в творчестве и т.д. В то же время застойные качества личности, такие как интерес, склонности, идеалы, стереотипы, мировозрение, по сути, влияют на принятие человеком решений, с этой точки зрения они остаются близкими к мотивациям. Позиция, которую Иванов занимает по поводу мотивации, в известном смысле     созвучна      его      мыслям,      высказанным      ученым-психологом П. И. Обуховским. По мнению Иванова, Мотивация-это психологический фактор, который позволяет человеку понять, почему он выбрал одну и ту же цель, а не другую, почему он поступил иначе и не совсем так. Итак, мы кратко рассмотрели выше интерпретацию мотивации в формульном качестве. В определенном смысле такая трактовка характеризуется тем, что она отражает специфическую сторону важного понятия, называемого “мотивация”.   ЛИТЕРАТУРА
  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – ЛГУ,
  2. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. – М.: Наука, 1974.
  3. Ковалев А.Т. Психология личности. – М.,
  4. Леонтьев А.Н.Потребность, мотивы, эмоции. – М.: МГУ,
  5. Мерлин В.С. Экспериментальное исследование личности и темперамента. – Пермь,
1971.
  1. Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирование
соревновательной установки спортсменов // В кн. П.А.Рудика и др. “ Психология и современный спорт”. – М.: ФИС, 1973.
  1. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: ФИС,
  2. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие. – М.: Выс.школа, 1981.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. – М.: Педагогика,
  4. ФайзуллаевА.А. Мотивационная саморегуляция личности. – Т.: Фан,
  5. О.Бахромов, А.Хасанов. Статья о том, как важно избегать неудач в достижении успешных игроков.
  6. Global Science and Innovation 2020: Central Asia, International Scientific and Practical Conference Nur-Sultan, Kazakhstan 20-22 th 2020