Skip to main content

Горячая линия: +(99872) 226 68 10

Образовательная программа 3+1

Добро пожаловать за совместную образовательную программу с Белорусским государственным педагогическим университетом!

Конституция-наш основной закон!

8 декабря — День Конституции Республики Узбекистан

Ода, отражающая высокое чувство патриотизма!

10 декабря — День принятия Государственного Гимна Республики Узбекистан

Новый год – это возможность для новых целей!

С Новым 2024 годом!

Память священна, человеческое достоинство бесценно!

9 Мая - День памяти и почитания

ДжГПУ 50 лет!

С 50-летием Джизакского государственного педагогического университета!

ЛОГОРИТМИКА, КАК ФОРМА КОРРЕКЦИННО­-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИИ У ДЕТЕЙ

Хакбердиев Ж.А. преподаватель кафедры специальной педагогики. Аннотация: Логарифмический построен на использовании связи между словами, музыкой и движением и выражает связь между этими компонентами, доминирование одного из них или связь между ними. В данной статье рассматривается интеграция обучения, лечения и обучения в реабилитации детей с заиканием с использованием связи между речью, музыкой и движением. Ключевые слова: заикание, клоническое, тоническое, называние, ритмичность, логопедическая игра, интонация, движение. Abstract: Logarithmic is based on the use of the relationship between words, music and movement, and expresses the relationship between these components, the dominance of one of them or the relationship between them. This article discusses the integration of teaching, treatment, and instruction in the rehabilitation of children with stuttering using the link between speech, music, and movement. Key words: stuttering, clonic, tonic, naming, rhythmicity, speech therapy game, intonation, movement. Логопедическая ритмика – это одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными особенностями речевого развития, особенно в отношении детей с заиканием. Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др. Приложение 1 Коррекционно-воспитательные упражнения, используемые на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием  Упражнения, формирующие быстроту и правильную реакцию на сигналы «Передача флажка под музыку» Дети стоят в кругу, в темпе с музыкой передают флажок. На остановку в звучании тот, у кого в этот момент окажется флажок, поднимает его вверх. С возобновлением звучания дети опять передают флажок. Передача мяча под музыку Дети стоят в кругу и передают мяч. На остановку в звучании тот ребенок, у которого в этот момент окажется мяч, играет с ним, ударяя, например, три раза об пол или подбрасывая вверх (по инструкции педагога). С началом музыки мяч продолжают передавать по кругу. Движение по кругу (несколько вариантов) Дети идут по кругу, на остановку в звучании перестают двигаться. Упражнение можно провести с флажками: с прекращением музыки надо высоко поднять флажки над головой. Дети идут по кругу, на акцент в музыке делают поворот в обратную сторону или легкое приседание. Взявшись за руки, ребята цепочкой ходят в разных направлениях. На неожиданный акцент, в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Цепочка продолжается двигаться дальше. На следующий акцент, идущий впереди, опять встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку. Движение по кругу с мячом Дети стоят в кругу, перед каждым на полу лежит мяч. С началом музыки дети берут мячи и, держа их в вытянутой вверх правой руке, идут по кругу. С прекращение звучания все останавливаются и кладут мячи на пол перед собой. «Займи круг» На полу педагог рисует круги по количеству участвующих в упражнении детей. Под музыку марша каждый ребенок ходит около своего круга, на акцент в музыке впрыгивает в круг и ждет следующего сигнала, по которому выпрыгивает из круга и опять ходит вокруг него. Движение парами с обручами Вся группа встает парами по кругу. Каждой паре дается обруч. Ребенок, который находится во внешнем круге, держит его в правой руке, ребенок, стоящий во внутреннем круге, — в левой. На неожиданный музыкальный сигнал ребенок, идущий по внешнему кругу, не отнимая руки от обруча, поворачивается лицом к обручу и пролезает в него (перешагивает левой ногой). После этого движения по кругу продолжается. На следующий сигнал то же самое делает ребенок, идущий по внутреннему кругу (перешагивает правой ногой). «Стройте круг» Детям предлагается перестроиться (двигаться врассыпную по комнате, или идти к центру, или перестроиться в круг) без ведущего и без заранее намеченных построений, двигаясь свободно по площадке самостоятельно найденным движением. Дети меняют движения в связи с контрастным звучанием частей музыкального произведения, на акценты в мелодии. Выворачивание круга Дети учатся передавать акценты в музыке, исполнять построения, требующие активного внимания от всей группы. Все участвующие делятся на пары и встают по кругу. На первую часть музыки дети идут вправо по кругу. На вторую часть музыки дети ведущей пары опускают руки, поворачивают из круга и бегут в противоположные стороны по кругу. К концу второй части музыки круг выворачивается (спиной к центру) и ведущая пара снова берется за руки. На повторение первой части дети идут по кругу в правую сторону, на повторение второй части дети следующей пары опускают руки и также бегут в разные стороны, выворачивая круг лицом к центру. Внимание детей направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкального произведения. Упражнения на переключаемость с одного движения на другое Упражнение с флажками Дети построены в колонну парами в одном конце зала. Два флажка (красный и синий) лежат на двух стульях в другом конце. Под музыку марша первая пара идет к флажкам, берет их и свободно ходит по залу. Под музыку, исполняемую в быстром темпе, дети бегут к стульям, кладут флажки на свои места и возвращаются к колонне, становясь в конце ее. Упражнение продолжает выполнять следующая пара. Упражнение с обручем Под марш дети идут в колонне друг за другом. При изменении темпа музыки они бегут к обручу, который лежит в центре зала, берутся за него правой или левой рукой (по указанию педагога) и бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат изменения в темпе – снова звучит марш. Кладут обруч на пол и идут опять друг за друга. Упражнение с движением по кругу Дети образуют два круга. Один круг движется под марш. С началом мелодии быстрого темпа второго круга начинает движение, а первый останавливается. Дети под марш идут по кругу. Движение прерывается музыкой быстрого темпа: все разбегаются свободно по залу. На остановку в звучании дети приседают на корточки в том месте, где их застал музыкальный сигнал. На возобновившийся темп марша снова собираются в круг и начинают упражнение сначала. «Собираем камушки» Дети сами (без указаний педагога) находят ритм и характер движения. Упражнение учит детей четко останавливаться на ходу в соответствии с ритмом музыкальных фраз. ЛИТЕРАТУРА
  1. Akramova, H. (2018). Didactic Foundations of Labor Activity for Children with Intellectual Disabilities. Eastern European Scientific Journal, (6).
  2. Akramova, X. (2019). Peculiarities of the labor activity of mentally retarded pupils. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(6).
  3. Akramova, X. (2020). Методика формирования общих трудовых навыков у умственно отсталых учеников через компьютерные мультимедийные программы. Архив Научных Публикаций JSPI, 1-7.
  4. Haqberdiyev, J. (2021). MAXSUS MAKTAB-INTERNATDA KOKLEAR IMPLANTLI BOLALARDA NUTQIY MULOQOTNI SHAKLLANTIRISH. Журнал Педагогики и психологии в современном