Этот веб-сайт в настоящее время работает в тестовом режиме. Некоторые функции могут быть недоступны или работать некорректно.
Научные статьи
Научные статьи
|
01/05/2023
Распечатать
АНАЛИЗ НАСЛЕДИЯ ПЕДАГОГОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Джелялов М.З

Джелялов Марлен Зоидович – старший преподаватель кафедры методики дошкольноего образования,

Джизакский государственный педагогический университет

Аннотация. В этой статье мы рассмотрим вклад педагогов-исследователей в теорию развития речи у детей дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: развитие речи детей дошкольного возраста система работы по развитию речи дошкольников

 

Речевое развитие детей дошкольного возраста было и остается одной из самых актуальных и важных проблем в педагогике и психологии. Важность этой проблемы заключается не только в том, что она дает информацию об общей закономерности развития ребенка, но и об особенностях развития личности дошкольника.

Несомненный вклад в разработку методики развития речи внес К.Д. Ушинский, и разработанная им идея национальности нашла отклик. Идея приобщения детей к национальной культуре была и остается актуальной. Доктрина родного языка занимает центральное место в его обширном наследии. В своих книгах «Родной язык», «Мир ребенка» и «Человек как объект воспитания» Ушинский излагает свои основные теоретические положения о роли родного языка в формировании человека.

По его мнению, язык — это результат влияния объективного мира и отношения человека к нему; язык отражает опыт психической жизни людей на протяжении веков (опыт восприятия, опыт нравственной жизни, опыт эстетических взглядов), который передается будущим поколениям через язык. Эти и другие положения лежат в основе его педагогической концепции и определяют методику обучения родному языку.

Важный вклад внесла Е.И. Тихеева, авторы которой разработали национальную систему работы по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста. Он обосновал необходимость развития речи дошкольников, поставил цели работы детского сада по данному разделу, определил теоретические основы методики, основные направления работы по развитию речи и важнейшие разделы методики — развитие речи в первые годы жизни, словарный запас детей и уроки живого языка. Она была разработана Е.И. Тихеевой. Она также поднимает такие вопросы, как необходимость развития грамматических структур, звуковая культура речи детей, обучение чтению и письму.

Были рассмотрены важнейшие теоретические положения методики речи в общении и деятельности, что привело к необходимости влияния обучения взрослых на развитие речи дошкольников и возможности создания программы по развитию речи Программа, разработанная Е.И. Тихеевой, основана на лингвистическом подходе и основывалась на развитии речи от звуков к словам и от слов к связной речи. Другими словами, связная речь рассматривалась как завершающий этап развития речи ребенка дошкольного возраста, а словарный запас — как инструмент для этого.

Развивая эти идеи, Е.И. Тихеева возвращается к идеям И.Г. Песталоцци. Таким образом, развитие словарного запаса детей дошкольного возраста становится центральной проблемой. Теоретические основы развития словаря, предложенные Тихеевой, цикл занятий по развитию словаря (экскурсии, игры с игрушками, рассматривание предметов, упражнения), дидактические книги и игры (дидактические картинки, рисунки и т.д.), условия для развития словаря в процессе игры и труда — все это определяло поведение последующих поколений практиков дошкольного воспитания. Визуальные и сенсорные основы развития словарного запаса, позиция активной деятельности детей, внимание к интересам и способностям детей, необходимость активизации речи детей на занятиях и в повседневном общении, создание специально организованной среды, содержательное общение с детьми, руководство взрослых в развитии речи детей Позиция Актуальность и важность презентации Тикиевой о словарной работе заключается в необходимости и важности профессионального образования педагогов для развития словарного запаса детей.

Е.И. Тикиева уделяет большое внимание вопросу подготовки воспитателей дошкольных учреждений. Она определяет требования к подготовке воспитателей дошкольных учреждений как высшее педагогическое образование, знание психологии детей дошкольного возраста, умение изучать детей, умение приближать работу с дошкольниками к теории и требование к воспитателям правильной и точной речи.

Только через четверть века после идеи Е.И. Тикиевой создать программу развития речи дошкольников была оценена и реализована. Идея о том, что понятия могут быть усвоены и отражены в речи детей дошкольного возраста; идея планирования работы по развитию речи; идея сочетания обучения и повседневного общения с ребенком для целенаправленного овладения языком; идея о том, что речевые достижения ребенка в образовательном процессе должны быть всегда идея о том, что необходимо постоянно поддерживать и оценивать речевые достижения ребенка в образовательном процессе.

Е.И. Тикиева создала систему обучения родному языку детей в дошкольных организациях, основными принципами которой являются:

-Деятельностный подход к развитию речи — речь развивается в деятельности, сначала в играх, через игры и в труде;

-Развитие речи взаимосвязано с другими аспектами личностного воспитания ребенка (умственное, сенсорное, социальное, эстетическое и физическое воспитание).

-Визуализация в образовании — детский язык развивается визуально. Именно в реальном мире каждое новое слово становится достоянием ребенка, связанным с четкой и конкретной идеей;

-постепенность и повторение Е.И. Тикиева советовала постепенное увеличение количества объектов, от перечисления предметов к перечислению признаков и свойств предметов, от индивидуальной беседы к групповой, от узнавания незнакомых объектов к знакомым, но теперь ненаблюдаемым объектам.

Большое влияние на разработку методики развития речи оказала Е.А. Фрелина. Обучение родному языку она рассматривала в русле отечественной методической традиции; на первое место Е.А.Флерина ставила содержание речи; Е.А.Флерина считала, что для обогащения содержания речи необходим достаточный личный опыт ребенка. Наиболее продуктивными способами приобретения опыта, по мнению Е.А.Флериной, являются наблюдение, игра, труд и экспериментирование. Чем нагляднее, конкретнее и эмоциональнее накапливается опыт, тем успешнее и интереснее ребенок опирается на него в разговоре.

К задачам языка Фрелина относит расширение словарного запаса, обогащение языковых структур, четкое произношение, культуру языка, его выразительность, знакомство с романами, развитие детского языкового творчества и овладение различными формами живого языка. Важными факторами языкового развития детей она считает социальную среду и развивающую среду в дошкольной организации.

Е.А. Фрелина известна своей системой приобщения дошкольников к литературе и приобщения их к искусству языка. Она определила значение литературного чтения в воспитании дошкольников, подчеркнула особенности восприятия литературных произведений, выделила критерии отбора литературных произведений, классифицировала детские книги по тематическому признаку и разработала подробные методики чтения и рассказывания в соответствии с возрастом ребенка.

Важным достижением в разработке теоретических положений методики стала работа А.М. Леушиной под руководством С.Л. Рубинштейна. Это совместное исследование психолога и педагога было направлено на изучение связной речи у детей дошкольного возраста под воспитательным воздействием, в результате чего удалось выявить истоки связной речи вообще, показать актуальный потенциал развития речи у детей и указать педагогические условия этого развития.

В работах А.М. Леушиной и С.Л. Рубинштейна понятие связной речи впервые было уточнено применительно к детскому мышлению и связано с развитием психических функций. Это привело к новому пониманию смыслового ядра методики и уточнило объект методики развития речи как науки; психолого-педагогические теоретические и экспериментальные исследования А.М. Леусиной показали, что такие понятия, как «язык» и «речь», неуместны. Именно определение единицы речи позволило пересмотреть цель речевой деятельности в детском саду и расставить приоритеты. Исходя из коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, основной целью является развитие речи как универсального средства общения детей с окружающим миром. Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач, основной из которых является формирование связной речи у детей дошкольного возраста. Остальные задачи (лексика, грамматика и культура речи) направлены на совершенствование связной речи по мере взросления.

А.М. Леузина разрабатывает условия постепенной замены ребенком ситуативной речи контекстной, подчеркивая, в частности, роль взрослых Несомненно, актуальным в работе А.М. Леузиной была разработка новой теории пересказа и развитие радикально переосмысления. Это открытие предъявляло новые требования к методике пересказа, начиная с выбора текстов, важность которых заключалась в структуре, а не в количестве, и заканчивая конкретной методикой обучения. Положения этой тематики, связанные с проблемами развития речи дошкольников, были расширены и уточнены в работах А.И. Сорокиной, А.Ф. Успенской, В.Р. Беспаловой и др.

Таким образом, можно отметить, что методы обучения начинают занимать все более важное место в решении методических проблем развития речи детей, а основной формой работы с детьми является класс, о чем можно сказать следующее.

Вера Иосифовна Рогинова, ученица и последовательница А.М. Рюшиной, внесла свой вклад в разработку методики развития речи дошкольников; подробный анализ исторического наследия К.Д. Ушинского и Е.И. Тихеевой, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и А.А. Леонтьева, Вера Иосифовна разработала стройную и логичную теорию лексической работы. Эта теория в корне перевернула господствующие теории о закономерности развития речи детей дошкольного возраста. Благодаря высокой эффективности и перспективности ее научных исследований, научной и практической значимости полученных результатов, Рогинову по праву можно назвать автором современной теории и методики лексической работы с дошкольниками.В.И. Рогинова разработала методику развития связной речи у детей и разработала авторскую классификацию. Данная классификация построена в соответствии с логикой и психологией развития монолога, возрастными особенностями детей дошкольного возраста и учитывает последовательность овладения детьми навыками связной монологической речи.

Занятие по развитию речи, разработанное В.И. Рогиновой, представляет собой органичный синтез педагогически корректного научного содержания, безупречной логики и увлекательных детских игр. Особое внимание уделяется мотивации детей к активной деятельности. Учебные задачи, которые необходимо решать на уроке, всегда представлены в виде интересных игр и творческих ситуаций.

В.И. Рогинова настаивает на необходимости работы с детьми в разных формах — групповой, подгрупповой и индивидуальной — по принципу природных способностей, учитывая возрастные особенности ребенка, изучая индивидуальность каждого ребенка и проектируя работу, подходящую именно ему.

Докторские диссертации О.Н. Сомковой, О.В. Акуловой и других были посвящены исследованию таких важных вопросов, как влияние систематических знаний на формирование и развитие художественно-речевой творческой деятельности дошкольников и роль современной детской литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Рогинова создала большую научную школу специалистов в области методики развития речи. Знание основных отечественных и зарубежных теорий и направлений в педагогике, психологии и лингвистике позволило ей предвидеть развитие науки и прогнозировать приоритетные направления исследований. Были определены направления научных исследований влияния изучения иностранных языков на языковое развитие детей и лингвистических аспектов овладения детьми родным языком.

Это обусловлено талантом В.И. Рогиновой как ученого и педагога, ее научным энтузиазмом и трудолюбием за относительно короткий период научной деятельности в области методики языкового развития, а ее научное наследие включает историю становления методики языкового развития детей дошкольного возраста до конкретных методических проблем и их разработку различные темы исследований, начиная от перспективных направлений.

Таким образом, анализ вклада педагогов-исследователей в развитие методики речевого развития дошкольников показывает, что содержание методики значительно обогатилось, что исследования наконец-то позволили методике речевого развития выйти из узких методологических рамок и стать наукой, опирающейся на прочные теоретические основания, что методика речевого развития как научный определен предмет, разработаны основные понятия и важнейшие методы, организована теоретическая база для понимания и изучения конкретных методических вопросов.

 

 

 

Список литературы

  1. Buribaevich, M. K., Zayitovich, D. M., & Yuldashev, S. E. (2022). PSYCHOLOGICAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF MEMORY IN PRESCHOOL CHILDREN. Frontline Social Sciences and History Journal2(03), 21-31.
  2. Djeylalov, M. (2020). Благоприятные отношения между родителем и ребенком как фактор развития памяти у дошкольников: Благоприятные отношения между родителем и ребенком как фактор развития памяти у дошкольников. Мактабгача таълим журнали1(1). Retrieved from https://presedu.jdpu.uz/index.php/presedu/article/view/165
  3. Djeylalov, M. (2020). Взаимосвязь произвольного запоминания и внимания в среднем дошкольном возрасте. Мактабгача таълим журнали1(1). Retrieved from https://phys-tech.jdpu.uz/index.php/presedu/article/view/168
  4. Murotmusaev, К. B., Dzhelyalov, М. Z., & Boltaeva, М. J. (2021). Psychological Aspects Of Human Health And The Power Of Love. The American Journal of Applied sciences3(02), 73-77.
  5. АкуловаО.В.,Сомкова О.Н., Гурович Л.М. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Центр педагогического образования,2009.

    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.:Питер,2014.

  6. Джелялов М.З. Средства выражения сравнительных отношений в современном русском языке // O‘zbekistonda xorijiy tillar. — 2022. — № 6 (47). — B. 67-82.
  7. Кагарманова Л.Ф., Абдуллина Г.Р., Абуталипова Р.А., Джелялов М.З. ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУСТАЯ КАРИМА) // Вестник Башкирск. ун-та. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oftalmologicheskaya-leksika-v-bashkirskom-yazyke-na-primere-proizvedeniy-mustaya-karima
  8. Кагарманова, Л. Ф., Абдуллина, Г. Р., Абуталипова, Р. А., & Джелялов, М. З. (2020). Офтальмологическая лексика в башкирском языке (на примере произведений Мустая Карима). Вестник Башкирского университета25(4), 933-937.

 

 

 


Поделиться:
1 473
Популярное в других рубриках

Среди одаренных студентов факультета естественных наук был проведен фотоконкурс «Экофотостенд»
На факультете естественных наук среди одаренных студентов был проведен фотоконкурс «Экофотостенд». Участники конкурса представили свои творческие фотоработы, посвященные окружающей среде, пейзажам природы и экологическим проблемам.
В университете состоялось внеочередное заседание совета
В Джизакском государственном педагогическом университете было проведено внеочередное заседание совета. Мероприятие традиционно началось с церемонии награждения, в ходе которой ректор университета Максуджан Юлдашев искренне поздравил...
Подписан меморандум с турецкими партнёрами.
В Джизакском государственном педагогическом университете состоялась важная встреча с представителями престижного турецкого Анатолийского университета. Гости открыли мероприятие видеопрезентацией, посвященной деятельности своего университета.

Последние новости