- Абрамов Ф.Поездка в прошлое //Новый мир.-1989.-№ 5.-С.30-32.
- Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. Книга для учителя.-М.: Просвещение.-1987.- с. 240
- Бочаров А.Свет не гаснет: Новые страницы наследия Тендрякова //Правда.-1988.-№ 5.-С.16-20.
- Федоров Г. «Его убило время…»: [О писателе В.Тендрякове] //Труд.-1990.-16 сент.-С.18.
- Чупринин С. За бегущим днем… (Штрихи к портрету Владимира Тендрякова) //Лит.газ.-1976.-25 авг.-С.5.
- Томашевский Ю.В. Вчера и сегодня: Критико-публицистические сюжеты.- М.,-1986.-224 с.
Нравственные поиски героев В.Тендрякова («Расплата»)
Ким Олег Алексеевич
доцент, кандидат филологических наук
Джизакского педагогического
института им. А.Кадыри
Чертухина Влада Владимировнастуд.2 курсаДжГПИ
Аннотация: Данная статья посвященапозднему периоду творчества В.Тендрякова. Проблема выбора, нравственных поисков героев писателя рассматривается на примере повести «Расплата».
Ключевыеслова: «деревенскаялитература», нравственность, нравственныепоиски, проблемавыбора, внутренниймир, конфликт
Moral search for the heroes of V. Tendryakov («Reckoning»)
KimOleg Alekseevich
Associate professor of JIZZAKH STATE
PEDAGOGICAL INSTITUTE
ChertukhinaVladaVladimirovna
Second-year student of JIZZAKH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE
Annotation: This article is devoted to the late period of V. Tendryakov’s work. The problem of choice, moral searches of the writer’s heroes is considered on the example of the story «Reckoning».
Keywords: «rural literature», morality, moral searches, the problem of choice, inner world, conflict
V.Tendryakovni (Xisib-kitob) asariqaxranonlariningaxloqiyizlanishlari
A.Qodiriynomidagi
JizzaxDavlatPedagogikaInstituti
dotsenti, filologiyafanlarnomzodi
Kim Oleg Alekseevich
JizzaxDavlat
PedagogikaInstituti 2-bosqich talabasi
ChertuxinaVlada
Annotatsiya: Ushbumaqola V. Tendryakovijodiningkechkidavrigabag’ishlangan.(«Hisob-kitob») hikoyasimisolidaadibqahramonlariningtanlovmuammosi, axloqiyizlanishlariko‘ribchiqiladi.
Kalitsuzlar: “qishloqadabiyoti”, axloq, axloqiyizlanish, tanlashmuammosi, ichkidunyo,ziddiyat.
Владимир Федорович Тендряков – известный русский писатель, прозаик и сценарист. На наш взгляд, он – один из недостаточно изученных художников XX века, в произведениях которого отражены не всегда видимые людьми стороны современной ему реальности. Сам писатель был убежден, что «если художник не считается со своим временем, не улавливает и не отражает его интересов, то, скорее всего, он будет неинтересен и далеким потомкам, которые не смогут уже по его произведениям достоверно судить о минувшем времени…»[1].
Между тем, можно с уверенностью сказать, что художественные творения Тендрякова, отвечая этим требованиям, актуальны и сегодня, в начале 21 века. Напомним, что уже самые ранние работы В. Тендрякова («Падение Ивана Чупрова», «Ненастье», «Не ко двору», «Ухабы», «Тугой узел»), изданные в середине 1950-х годов, стали событием в литературной жизни тех лет. Эти произведения, посвященные в основном трудным процессам и противоречиям в жизни современной деревни, утвердили В. Тендрякова в общественно-эстетическом сознании как писателя «обостренной социальной зоркости, высоконравственного отношения к жизни, гражданской совестливости, как художника со своим самобытным видением мира, своеобразной палитрой изобразительных средств, с чистым и точным языком»[2].
Тема деревни, к которой обратился В. Тендряков в начале своего творческого пути, роднит его художественные создания с направлением «деревенской прозы» в русской литературе второй половины XX века, представленным такими писателями, как В.Овечкин, Е.Дорош, Б.Белов, В. Распутин, Ф.Абрамов, В.Шукшин и многими другими. И потому представляется справедливым тезис А. Бочарова: «Конфликты ранних произведений Тендрякова несут на себе, как правило, зримую печать места и времени, того трудного времени, когда с особой резкостью давали о себе знать беды волюнтаризма и администрирования, порождавшие многие экономические трудности жизни деревни той поры»[3].
Представляется важным подчеркнуть, что уже в этих повестях В. Тендрякова можно обнаружить присущую ему авторскую манеру, заключающуюся в том, что автор оценивает жизненные реалии сквозь призму гипертрофированной совести. Его называли «деревенщиком». Да, он знал деревню и писал о ней с полным знанием дела. Но все же, думается, главная его тема – совесть, именно лейтмотивом проходит через всего произведения последних лет. Г. Федоров писал по этому поводу: «совесть — понятие не географическое, не социальное. Она есть духовное начало человека, независимо от места его рождения и классовой принадлежности»[4], — писал Г.Федоров.
Мы бы добавили к этой фразе: конфликты ранней прозы не раз еще всплывут в произведениях, написанных В.Ф. Тендряковым в 60-е, в 70-е и в 80-е годы. Повести и романы последнего периода вызывают особый интерес, так как они устремлены не только в настоящее, но и в прошлое и будущее. В конце жизни В.Ф.Тендряков выстроил свою теорию создания справедливого общественного уклада, которую и хотел раскрыть в произведениях.
Особое место в творчестве В.Тендрякова занимают произведения, посвященные школе. «За бегущим днем», «Весенние перевертыши», «Расплата», «Ночь после выпуска», «Шестьдесят свечей» («задержанная» повесть) — все эти произведения написаны о школе. Да, в них писатель остро ставит вопрос о необходимости перестройки системы школьного обучения. И при этом главное, что тревожит В. Тендрякова, – как школа готовит молодого человека к жизни. Откровением явились для многих размышления автора перечисленных поветей о пропасти, существующей между внешней, официальной позицией школьника и учителя и его внутренним миром. И отсюда твердая убежденность писателя в том, что школа призвана не только давать детям знания, но и прививать им добрые чувства, воспитывать активность в борьбе со злом в разных проявлениях.
Размышления о вере, долге, нравственном выборе – это, в сущности, поиск смысла жизни, в котором пребывает каждый человек в определенные жизненные моменты. В повестях и романах В. Тендрякова противостояние между добром и злом, правдой и ложью, прощением и местью обязательно. Сделать выбор, как правило, весьма тяжело, и во многих случаях молодые герои не знают, чему отдать предпочтение и к каким последствиям может привести тот или иной вариант.
Как справедливо отмечал С.Чупринин, «творческое развитие В.Тендрякова идет не по линии «экстенсивного» захвата все новых и новых сфер действительности, а путем «интенсивного», целеустремленного проникновения в темы уже хорошо изученные, продуманные, выношенные. Писатель, что называется, бьет в одну точку, а мысль его от произведения к произведению оснащается дополнительной аргументацией, подкрепляется серьезностью наблюдений и раздумий»[5].
И тогда становится понятным, почему в произведениях В.Ф.Тендрякованаблюдается повторение одних и тех же ситуаций, конфликтов, проблем, характеров и излюбленных мыслей писателя. Причем зачастую идеи, высказанные впервые в публицистических трудах, получают художественное осмысление в повести или романе, а принципиально важные для писателя положения могут заново «переводиться» с языка художественной литературы на язык публицистики. Увиденное, пережитое однажды переосмысливалось снова и снова.
Таким образом, в творчестве Тендрякова находит отражение не только деньсегодняшний, но и часто писатель опережал свое время. Вот что говорил об этом Ю.Томашевский: «Да, пишет он о сегодняшнем дне, держит в памяти день вчерашний, столетнюю, тысячелетнюю давность жизни людей, но смотрит-то он вперед!.. Тендряков – реалист от первой до последней своей строки. Но вот ведь чудо! Его любимый герой всегда всей душой рвется за пределы той жизни, в которой живет; всегда он романтик, всегда мечтатель»[6].
Очень остро проблема нравственного выбора затронута в повести «Расплата» (1979). Как известно, эта повесть вызвала много споров. И в этой повести писатель верен себе, ибо она – о воспитании чувств подростков и той роли, какую играет школа, учителя в этом сложном процессе. И в этой повести В. Тендряков устраивает своим героям проверку на человеческую подлинность. Сказанное выше в равной мере относится к поздним повестям писателя («Затмение, Расплата», «Шестьдесят свечей») – произведениям, в которых явно звучит призыв читателей к предельной активности и соучастию.
Напомним, в повести «Расплата» речь идет об ученике 9 класса Коле Корякине, который убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. И только после совершенного герой осознает, что вместе с «плохим» отцом убил «хорошего»: «…вместе с плохим отцом он, выходит, убил и хорошего! А она от него требовала – гордись собой!
И вдруг всё перевернулось, всё потекло в обратную сторону — от ненавидь. От убий. Если бы теперь вернуться к Коле, вымолить прощение. Но то, что сделано, выбросить прочь уже нельзя…»
С болью в душе воспринимается образ Коли Корякина. Что сказать ему? Мы видим перед собой высокого худенького подростка с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой и сведенными пальцами на острых коленках». Ему нет еще и шестнадцати, а он уже убийца родного отца…
В повести «Расплата» на убийство сыном отца реагируют все персонажи: от учителя до следователя. Герои повести осознают свою причастность к происходящему рядом с ними. Узнав о случившемся, Соня в слезах приходит к учителю. Находившийся там следователь, видя девочку в слезах, спрашивает:
«-Что случилось?
Аркадий Кириллович, пряча под насупленным лбом глаза, ответил:Всем нам расплата! Ей, пожалуй, больше, чем нам с вами…»
Один ли Коля виноват в этой трагедии? Взрослые, которые окружали мальчика,не предотвратили беду, думая больше о своих проблемах. Никто из них вовремя не попытался заглянуть в душу взрослеющего ребенка.
В первую очередь, думается, виноваты родители Коли Корякина. Отец Коли, который своей пьяной и жестокой жизнью ежедневно провоцировал сына на преступление. Виновата его мать, тихая, слабая женщина, которой не хватило силы воли, чтобы ради сына развестись с мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной домашней обстановке. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын рано или поздно бросится на защиту матери?
Причастны к этой трагедии и супруги Глуховы, которые все эти годы знали о несчастьях, происходящих в семье Корякиных. Людмила Глухова заботилась о том, чтобы Рафаил Корякин не потерял работу (этим она замаливала свою давнюю вину перед Анной). Однако супруги Глуховы не думали о том, что каждый вечер Рафаил Корякин пьяным и жестоким являлся перед сыном. Знали об издевательствах над семьей со стороны Рафы Корякина и соседи. Но часто ли соседи вмешиваются в семейные дела? Как правило, соседи в современном мире живут по принципу: «Моя хата с краю…»
Разве не знали о том, что семья Корякиных неблагополучная школьные учителя, одноклассники? Знали! Как знали и о том, что Коля в последнее время, благодаря Соне Потехиной, изменился в лучшую сторону.Особо следует сказать о классном руководителе, Аркадии КирилловичеПамятнове, прекрасном, высоконравственном человеке. Именно он учил детей добру и тому, что надо бороться со злом, быть решительным и бескомпромиссным. Да, он прав, со злом надо бороться. Но, к сожалению, А. Памятнов не говорил, что жизнь несовершенна, иногда надо идти на компромиссы, быть гибким в решении проблем. Учитель не предупреждал, что бывают очень сложные жизненные ситуации, которые невозможно решить, сразу выбрав правильный ответ. Уметь находить компромиссы, применять гибкость в решении проблем – это и называется жизненной мудростью. Благодаря этим навыкам, человек становится жизнестойким. Учитель Памятнов это понял и признал свою ошибку.
Кроме того, в прозе 1970-х годов мы находим пример того, как персонажи разных произведений («Затмения» и «Расплаты») «пересекаются». Став свидетелями убийства Колей отца (одна сюжетная ситуация), персонажи разных произведений объединены в решении проблемы ответственности человека за все происходящее.
Для писателя характерно изображение персонажей в переломные, проблемные моменты их бытия (Коля Корякин из «Расплаты», персонажи «Ночи после выпуска») или воссоздание какого-либо этапа пути личности, ее становления (Павел и Майя из «Затмения»). В изображении отдельных персонажей соединяются и часть жизненного пути, и проблемная ситуация: Николай Ечевин из «Шестидесяти свечей». Писатель стремится показать в человеке два начала: его нравственный идеал и путь личности к этому идеалу. Пробуждение в человеке нравственных начал возможно, по В.Ф.Тендрякову, только при условии обретения ближнего, единения с ним. Основным типом героя в прозе писателя является амбивалентная» личность, осознающая ценность «внутреннего человека»: Коля Корякин («Расплата»), Николай Ечевин («Шестьдесят свечей»), Майя Шканова («Затмение»), автобиографический герой цикла «Классовые гримасы, или Картинки истории».
Впрочем, обо всех его произведениях можно сказать, что они посвящены поиску ответа на вечные вопросы: что есть человек, как воспитать в людях добро, в чем причины безнравственности. И особенно важно отметить, что на протяжении всей жизни авторская позиция писателя осталась неизменной: бескомпромиссное неприятие зла. Причем в 1970-80- е годы творческая мысль Тендрякова направлена на выявление природы того зла, что стоит на пути человечества к благоденствию, ради устранения нависшей над родом людским опасности самоуничтожения. Иначе говоря, автор стремится постичь суть социально-нравственных проблем.
О многом, разном мечтают герои В.Тендрякова, но в конечном итоге сводятся все эти мечты к одной, самой заветной: чтобы люди понимали друг друга. Ведь все в мире начинается с понимания: дружба, любовь, общее дело. Вот почему в самых зрелых своих произведениях автор, поднимая глобальные проблемы бытия, предостерегает общество от прошлых ошибок и, обращаясь к историческому опыту, показывает, к чему приводит нежелание или неумение людей прислушиваться друг к другу. Все это позволяет нам заключить, что, следуя во многом традициям философской прозы 60-80-х годов, В.Ф.Тендряков внес значительный вклад в обновление ее содержания, предъявив на суд читателя собственное мировоззрение.
Можно по-разному относиться к прозе В.Тендрякова, но одно несомненно: его произведения выстраданы, и потому проникают в самую душу, не оставляя никого равнодушным.
Литература: